Факторы и концепции развития человека

Традиционно в психологии господствует «теория двух факторов» (В. П. Зинченко), соответственно которой выделяются два ведущих фактора развития человека – наследственность и среда. Но есть еще воспитание как целенаправленный процесс развития человека. Воспитание можно конечно заключить в среду. Однако учитывая такую особость воспитания, как непосредственная установка на развитие человека, можно выделить его в отдельную строку в структуре факторов этого развития.

В таком случае развитие может быть представлено формулой Р = (Н + С) х В, где Р – развитие, Н – наследственность, С – среда, В – воспитание.

Наследственность. Под наследственностью психологи понимают свойство живых систем воспроизводить свою организацию или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений. Структурно-функциональной единицей передачи наследственной информации является ген. Совокупность генов данного организма, полученных от родителей, образует генотип. Если же речь идет о совокупности генов популяции, то говорят о генофонде.

В категориальное поле наследственности входит и фенотип – результат взаимодействия генетических и внешних факторов. Иногда под генотипом подразумевают тип нервной деятельности (темперамент), а под фенотипом – склад нервной деятельности (характер) – совокупность наследственных, генотипических и приобретенных свойств.

В учебниках по психологии и педагогике перечисляются составляющие наследственной программы (генетической информации): анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, волос, глаз, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Среда – все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Принято различать среду абиотическую (неживую), биотическую (живую) и антропогенную (порожденную или серьезно измененную человеком).

Различает социальную и природную среду. Кроме того, выделяет дополнительно внутриутробную, межклеточную, внутриклеточную и даже среду, образуемую цитоплазмой данной клетки. Словом, понятие среды по своим характеристикам приблизилось к понятию наследственности.

В педагогической литературе, как правило, под средой зачастую понимают социальную среду, определяемую экономическими условиями, свойственными данной общественной формации. Составляющие социальной среды: материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений, функционирование различных учреждений и т. д.

Воспитание как фактор развития личности отличается особой целенаправленностью, мы бы сказали, модальностью, высокой степенью систематизации. Можно говорить о воспитании как специально организованном процессе в рамках учебно-воспитательных заведений и учреждений и о социальном воспитании в рамках общественного целого, когда на человека воздействует вся совокупность идеологических, политических, информационных и иных средств.

Особую значимость в настоящее время приобретают средства массовой информации, которые все более монополизируют процесс «производства человека как человека». Это происходит различными путями, например, путем выполнения ими сугубо педагогических функций при трансляции образовательно-воспитательных программ.

Концепции развития человека. Биологизаторская концепция считает главным фактором развития человека его биологические задатки, наследуемые от родителей через гены, и сводит развитие к биологическому созреванию, в процессе которого, по мнению ее сторонников, формируются как телесная конституция, так и духовные качества человека.

Согласно данной концепции, психическое развитие ребенка предопределено врожденными инстинктами и в человеке существуют особые гены сознания, носители вечных наследственных качеств. В рамках ее иногда способности к учению объясняются не только врожденными свойствами, но даже принадлежностью, скажем, к белой расе.

Психологизаторская концепция в основу развития человека кладет определенные психические структуры, изначально заложенные в человеке. Так, в гештальтпсихологии получила признание идея самодвижения психических структур к уравновешенному состоянию: целостные образы (гештальты) возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовать «хорошие», простые, симметричные, уравновешенные фигуры, что и выражает, по мнению гештальтпсихологов, процесс развития психики. Не так далеки от такого подхода психодинамические теории личности, объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик.

Эпигенетические концепции признают в качестве главных факторов развития воздействие внешней окружающей среды, в первую очередь – социальной.

Остановимся на концепциях, в соответствии с которыми ведущим фактором развития человека признаются социальная среда:

  • механистическая концепция, рассматривающая человека чем-то вроде пустого сосуда от рождения, заполняемого знаниями, умениями и навыками в процессе социального становления, выражена Дж. Локком: душа человека – чистая доска, на которой опыт отпечатывает свои письмена. Понимание развития как накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды, характерно было для Г. Спенсера и др.;
  • культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно которой источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развивающейся культуре. Развитие осуществляется путем перехода интерпсихических процессов в интрапсихические;
  • личностно-деятельностная концепция А. Н. Леонтьева центральным содержанием развития человека объявляет присвоение им достижений исторического опыта.

Присвоение (интериоризация) последнего происходит в деятельности, адекватной той, которая зафиксирована в усваиваемом опыте. Концепции, отрицающие развитие личности в онтогенезе, характерны для провиденциалистских (виталистических, теологических и т. д.) воззрений: все во власти провидения (судьбы, рока), божьего умысла, ни один волос не упадет с головы человека без божьего вмешательства.

Основная идея этих концепций – все в жизни человека уже предопределено, поэтому развития в привычном смысле не происходит. Фактически отрицается развитие и в преформистских учениях, в соответствии с которыми сформировавшийся организм преобразован в яйце или в сперматозоиде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)