Евразийская цивилизационная концепция «ротации» культур 20-30-х гг

20 в. сводится к следующему: в истории постоянно происходит возвышение или падение тех или иных культур, на смену которых неизбежно приходит другая, новая культура. Этой новой нарождающейся и перспективной культурой для евразийцев была Россия. Она представлялась им как «сложная историческая формация» (Г.В. Флоровский); как «особый исторический мир» – «монголосферу» (П.Н. Савицкий), включающий в себя культуры Европы и Азии – Евразию.

Существенным звеном в цепи евразийской «особости» России является понятие «туранского этнопсихологического типа». Благодаря «туранскому» смешению россияне не европейцы и не азиаты: они не относятся не к славянскому (в отличие от мнения славянофилов) и не к татаро-монгольскому типу народности и культуры, а к «особому этническому типу». Туранский элемент в русской психологии придает ей специфические качества, благодаря которым сложился особый психический уклад русского народа, придающий ему определенную самобытность и исключительность.

Стержневым звеном евразийского учения является их отношение к православию и тому месту и роли, которое они отводили ему в своей новой культурной формации. Евразийцы, прежде всего, исходили из позиций «христоцентризма» (Г.В. Флоровский) православия. Само православие мыслилось ими в весьма оригинальном понимании:

  • «истинное» православие является своеобразным симбиозом византийского (греческого) и славянского православия, с одной стороны;
  • эсхатологического предназначения «Третьего Рима», со второй стороны;
  • культурным, национально-психологическим своеобразием «туранского элемента», с третьей стороны.

В результате этого симбиоза появляется понятие «русского Православия» с его специфическими чертами всеединства. При этом оно берет на себя поистине «космические» задачи и ответственность:

  • во-первых, отвечать «за духовное восстановление мира», творя «эпоху органическую» взамен «эпохи критической»;
  • во-вторых, православие ставит себе задачу в «индивидуации» общечеловеческой культуры в противовес ее западной «универсализации»;
  • в-третьих, и эта эсхатологическая задача является самой важной и главной, Евразия-Россия и «русское Православие» должно стать духовной твердыней и оплотом против «мирового зла», окрашенного евразийцами в религиозные тона.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)