Экономическая сущность факторинговой деятельности

Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает “тот, кто делает”, т.е. тот, кто осуществляет торговлю как посредник.

Факторинг – это торгово-посредническая деятельность, в ходе которой организация-фактор  предоставляет комплекс услуг по обслуживанию дебиторской задолженности поставщика товаров.

При этом поставщик уступает финансовому агенту права требования, вытекающие из его контрактов по продаже товаров.

Интересно
Факторинг – комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.

Факторинг – финансовая операция, услуга, оказываемых банками или фактор-компаниями и заключающаяся в кредитовании оборотного капитала клиентов из малого и среднего бизнеса путем инкассирования их дебиторской задолженности и кредитования клиента с одновременным гарантированием от кредитных и валютных рисков.

Фактически, банк или фактор-компания покупают дебиторские счета клиента за наличные с дисконтом, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому клиент продал товар или предоставил услуги.

В конвенции УНИДРУА “О международном факторинге  “под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной  и другой стороной, в соответствии с которым: Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями.

 Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

  •  финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
  • ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
  • предъявление к оплате денежных требований;
  •  защита от неплатежеспособности должников.

Уступка дебиторской задолженности должна сообщаться дебиторам. В российском законодательстве отсутствует определение факторинга, и под данной операцией понимается финансирование под уступку денежного требования. Так ГК РФ определяет факторинговые операции следующим образом:

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • финансовый агент – факторинговая компания или факторинговый отдел банка;
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.

Гражданский Кодекс РФ прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. Этими агентами могут быть банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение  на осуществление деятельности такого типа.

Таким образом, факторинг направлен на решение таких насущных для поставщика проблем, как:

  • недостаток оборотных средств;
  • ускорение оборачиваемости денежных средств;
  • наращивание объемов продаж;
  • превращения дебиторской задолженности в деньги;
  • получения дополнительного финансирования;
  • ликвидация кассового разрыва.

Смысл факторинга в том, чтобы помочь компании-поставщику увеличить сбыт за счет предоставления своим покупателям товарного кредита. Очевидно, что в кредит можно продать гораздо больше товаров, чем по предоплате.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)