Эволюционизм и диффузионизм

Конечно, возможен и эволюционный, и революционный пути развития культуры.

Эволюционный путь предполагает постепенное накопление изменений, когда остаются какие-то неизменяемые базовые элементы культуры. На этом строятся идеи консерватизма.

Консерватизм в культуре совершенно естественное состояние. Существующая другая сторона в культуре – революционный путь, хотя также существует, но она не может быть определяющей.

Если бы именно она была ведущей в культуре, тогда бы с человечеством происходили самые неожиданные изменения: проснулся утром, вышел в мир, а в нем сегодня действуют уже совершенно новые культурные нормы; что можно было вчера, сегодня нельзя, что было самым ценным и важным для человека вчера, сегодня уже не важно, не ценно.

Опасный мир. Благодаря консерватизму культуры, это невозможно, есть преемственность, связь. Хотя изменения в ней, конечно же, происходят.

После государственного переворота в ночь с 25 на 26 октября 1917 г., названного «Октябрьской революцией», культурные изменения достраивались и переделывались еще достаточно долго, много лет.

Надо подчеркнуть огромную роль эволюционизма в культурном развитии.

Крупнейшими представители этого линейного, эволюционистского подхода к изучению культур в XIX – начале XX вв. были Герберт Спенсер, Эдуард Бернард Тайлор, Джеймс Джордж Фрэзер – в Англии; великий этнограф и эволюционист – Льюис Генри Морган, в США и другие.

Интересно
Суть их представлений об эволюционном развитии культур: все культуры прошли путь эволюции от дикости и варварства до современных форм культуры; все народы проходят единый тип эволюции культуры и при этом выделяются три универсальных этапа развития, сменяющие друг друга – дикость, варварство и цивилизация.

Все культуры, по Тайлору, должны были пройти одни и те же стадии развития, и сегодняшнее разделение народов и их культур на цивилизованные и нецивилизованные формы – причина только во внешних факторах. Действительно, во всех современных культурах есть остатки, следы прежних, ранних культур – т.н. пережитки (которые остаются в быту, например).

Это как бы подтверждает мысль эволюционистов, что все современные культуры когда-то были такими же, как сегодня те, которые остались не развитыми.

Фрэзер, как сторонник эволюционизма, отметил три основные стадии развития человечества – магия, религия, наука.

Эти стадии последовательно проходит человечество в познании мира. На первой стадии – магии человек верил в свои способности (он считал, что у него колдовская сила приманивать зверя, вызывать дождь и т.п.), но позже он разуверился и стал приписывать эту способность сверхъестественным силам – богам, духам и к ним стал обращаться с мольбой и просьбами.

На последней стадии, по мнению Фрэзера, человек пришел к выводу, что ни духи, ни божества, ни он сам не управляют развитием природы: место богов заняли законы, которые следует открыть. (Правильнее сказать, что Фрезер не прав: в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития человека: и магия, и религия, и наука).

Итак, эволюционисты были сторонниками прогресса культуры. Однако они не смогли все же объяснить, почему одни народы достигли высот в развитии, а другие так и остались без должного развития.

К тому же, они допускали возможность регрессивных элементов в культуре, при этом, считая прогрессивное направление (от старого к новому, от низшего к высшему) ведущим.

Вторым важнейшим направлением в изучении культур стал диффузионизм. Если в эволюционизме главной была идея о прогрессивном развитии культур (независимо от того, из какой точки они исходят, они проходят те же этапы развития, достигая развитого, близкого всем уровня), то в диффузионизме главным стал принцип пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов и их перемешивание, на основе чего рождается новая культура.

Основателем диффузионизма считается немецкий исследователь Ф.Ратцель (1844-1904).

В работах Ратцеля сформулированы основные положения «диффузионизма» как направления в изучении культур:

  • акцент на взаимовлияние культур;
  • изменения в одной культуре происходят под влиянием заимствований из других культур;
  • идея об одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества и распространение
    культур.

Новое дыхание идеи диффузионизма обрели после второй мировой войны в связи с активизацией исследований о возможности трансокеанских контактов древних народов.

Пальма первенства здесь принадлежала норвежскому этнологу и путешественнику Т. Хейердалу. Он выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов по Тихому океану.

Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический).

Активно участвовал в этих походах исследователь и ведущий советской телевизионной передачи «клуб путешественников» Юрий Сенкевич.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)