Этика науки и ответственность современного ученого

Этика науки – область философского исследования, направленная на моральные аспекты собственно научной деятельности.

Она включает как взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношения науки и научного сообщества с обществом в целом.

Систематическое изучение обширной области взаимоотношений определяет этику науки в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Интересно
Этика науки связана с последствиями использования научно-технических достижений особенно в связи с созданием оружия массового уничтожения и его первым применением (проведенные США 6 и 9 августа 1945 атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки).

Объектом внимания сообщества физиков (ядерщиков), стала моральная оценка их добровольного участия в разработке такого оружия, выразившаяся в отношениях к фактам его применения.

Одновременно изучаются факты жестоких научных экспериментов над заключенными, которые проводились в нацистских концлагерях.

Свидетельством тому является Нюрнбергский трибунал, где осуждены были как немецкие ученые, так и врачи. В 60-70-е гг. XX века моральной оценке подвергаются негативные последствия развития науки, которые обнаруживаются во взаимодействии человечества со экологической средой.

«Нейтральность» науки (Н. Луман (1927–1998)). Этические аспекты нейтральности науки: объективная необходимость и субъективные факторы. Взаимодействие науки с другими подсистемами общества оказывает влияние  на этику и мораль ученых.

Наука становится инструментом политики. Модели отношения идеологии к науке: осуждение, безразличие, апологетика и эксплуатация. М. Фуко ведет анализ науки как формы власти, обосновывает концепцию «власть – знание». Господство и контроль выражают властные функции научного знания.

Глобальные кризисы и ответственность ученого. Этика основана на внутренней ответственности ученого.

Должна быть развита субъективная ответственность ученого и каждого человека за последствия глобального кризисного существования биосферы, социальной жизни, информационного пространства.

Надежным фактором остаются внутренние моральные принципы ученого-человека как способ предъявления уровня его ответственности за антропологические, социальные, технологически, и прочие последствия научно-исследовательских проектов и программ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)