Этапы освоения профессии А.К. Маркова

А.К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:

  • адаптация человека к профессии;
  • самоактуализация человека в профессии;
  • гармонизация человека с профессией;
  • преобразование, обогащение человеком своей профессии.

Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают даже переживать и волноваться из-за того, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии.

Настоящее творчество предполагает поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата. Но при этом творчество предполагает настоящий риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и, в итоге, не всегда выходят на уровень настоящего творчества и иногда сильно переживают это (как например, переживают творческие артисты, если им не удается найти новое воплощение какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой формирования индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речь;
  • этап свободного владения несколькими профессиями.

Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом (близко к тому, что Е.А. Климов называл стадией “наставника”). Например, хороший учитель химии – это, одновременно и философ, и психолог, и политик…

  • этап творческого самоопределения себя как личности (!).

Это предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)