Этапы обучения двигательным действиям школьников

Исходя из закономерности «фазовости» формирования двигательного действия выделяют следующие этапы обучения двигательному действию.

Этап начального разучивания. Цель данного этапа — создание предпосылок к формированию двигательного умения. Для достижения этой цели при начальном разучивании движения необходимо решить следующие задачи:

Осознание и принятие занимающимися двигательной задачи, т. е. формирование у них мотивационной основы действия. С этой целью, используя словесные и наглядные методы, учащимся необходимо объяснить смысл изучаемого двигательного действия («для чего?»), определить оптимальный (стимулирующий) уровень сложности задания, а также использовать на первых порах постоянный режим подкрепления их мотивации.

Формирование общего представления (первоначальной, ориентировочной основы) об изучаемом двигательном действии.

Для этого у учащихся необходимо создать смысловой образ движения:

  • через усвоение знаний об основных опорных точках техники данного движения;
  • усвоение знаний об условиях и правилах его выполнения (основной метод — словесный, а также сочетание словесного с наглядным);
  • создание зрительного образа движения — используются наглядные методы, прежде всего, показ (реальный, замедленный, расчлененный), а также различные наглядные пособия;
  • создание кинестетического (двигательного) образа движения через предварительное опробование изучаемого движения в целом (если оно относительно простое по своей структуре) или ведущих его фаз (если это движение невозможно выполнить на первоначальных порах целостно).

Овладение основой техники движения. В том случае, если изучаемое двигательное действие является по своей двигательной структуре простым (например, бег), то овладение его основой происходит преимущественно целостно с использованием целостного метода с различными его вариациями (в облегченных условиях, с последовательной отработкой отдельных фаз движения и т. д.), а также разновидностей словесного и наглядного методов.

Если же изучаемое двигательное действие является сложнокоординированньм, то его основа формируется преимущественно расчлененным методом с последующим логическим объединением частей.

В данном случае обучение начинают с овладения техникой выполнения ведущего, определяющего звена движения, объединяя его в последующем с другими звеньями и выполняя, в конечном итоге,
движение в целостном виде.

При решении данной задачи широко используются расчлененный метод (изучение по частям, решение узких двигательных задач, подводящие упражнения и т. п.), а также целостный (в меньшей степени) и достаточно широко словесные и наглядные методы.

Устранение грубых ошибок, искажающих основу техники действия. Вначале исправляются ошибки, которые могут привести к травмам. Исправлять ошибки необходимо сразу же после их обнаружения. Одновременно исправляются не более 1-2 ошибок.

В сложных движениях необходимо указывать ученику на сделанную ошибку после выполнения упражнения, а в легких это можно делать по ходу выполнения упражнения. Не следует оканчивать занятие после неудачной попытки, чтобы у занимающегося не осталось неправильного представления о действии.

Этап углубленного разучивания. Цель данного этапа — формирование двигательного умения, т. е. способности занимающихся выполнять двигательное действие в целом правильно, но под контролем сознания. Основная направленность процесса обучения в данном случае — детализированная проработка отдельных фаз движений и движения в целом.

С этой целью на этапе углубленного разучивания ставятся и решаются три задачи:

  1. Формирование развернутой ориентировочной основы действия. Для этого используется широкий круг методов обучения: целостный, расчлененный, различные вариации наглядного и словесного, а также «вспомогательные».
  2. Доведение техники действия до необходимой точности. Используются преимущественно целостный метод (с отработкой отдельных частей по ходу целостного выполнения упражнения, целостное выполнение движения в вариативных, но не меняющих сущность движения условиях), упражнения на точность и контрастность выполнения движения, а также различные разновидности словесного и наглядного методов.
  3. Устранение обнаруживающихся в процессе детализированного обучения двигательных ошибок.

Этап закрепления и совершенствования действия. Цель данного этапа является одновременно конечной целью обучения двигательному действию — формирование двигательного навыка как способности занимающихся выполнять изучаемое движение автоматизировано, т. е. без контроля сознания над процессом действия.

Сознанием контролируется преимущественно конечный результат действия, а также конкретные условия его выполнения.

Задачами обучения на данном этапе являются:

  1. Свертывание ориентировочной основы действия (в случае закрепления приобретенного ранее двигательного умения) и вариативное ее расширение (в случае совершенствования навыка). Свертывание ориентировочной основы означает то, что большая часть ее содержания уходит в подсознание, а в сознании занимающихся остаются лишь образы наиболее важных элементов движения. В случае совершенствования навыка в свернутый образ движения добавляются образы тех или иных специфических признаков движения.
  2. Стабилизация приобретенного на предыдущем этапе двигательного умения. С этой целью используются преимущественно целостный метод (стандартно-повторный, в усложненных условиях, «до отказа»), а также игровой и соревновательный.
  3. Обеспечение необходимой вариативности сформированного двигательного навыка (формирование динамического стереотипа). При обучении движениям используют следующие группы методов.

Метод — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Существуют две основные группы методов физического воспитания, в основу которых положены различные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

Общепедагогические методы.

Специфические методы.

Общепедагогические методы в основном направлены на приобретение знаний. К ним относятся методы использования слова и методы обеспечения наглядности.

Такие как: Специфические методы, используемые в физическом воспитании, направлены на овладение двигательными умениями и навыками и на развитие физических способностей. Одну из важнейших основ специфических методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типичные для игры и спорта).

Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей.

К методам частично регламентированного упражнения относятся игровой и соревновательный. Особенность этих методов состоит в том, что возможности дозирования нагрузки при их использовании ограничены.

Основными причинами затруднения четкого дозирования являются постоянно изменяющиеся игровые ситуации и динамичность действия игроков. Широко данная группа методов используется на этапах совершенствования двигательного действия (ДД).

Целью использования метода строго-регламентированного упражнения является обеспечение оптимальных условий для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантированность точного направленного воздействия на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения, направленные на обучение ДД, имеют множество конкретных вариантов, выбор которых зависит от содержания занятий, этапов (периодов) обучения. В принципе возможны два противоположных подхода к освоению структуры двигательных действий — без расчленения их на составные элементы и с расчленением.

В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая типична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д.

Во втором — действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимнастических комбинациях).

Исходя из этого, в процессе разучивания двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы: 

  • разучивание действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое;
  • методы, соответствующие этому подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного упражнения;
  • разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением деталей;
  • методы, типичные для этого подхода, можно назвать «методами целостно-конструктивного упражнения».

Первый путь избирают при условии, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения основных его характеристик.

В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия приводит к изменению самой его сути и резкому искажению характеристик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем — по мере освоения основного механизма действия — соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения.

Если сложное действие разучивают в целом, широко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Следует отметить что в основе методики обучения ДД необходимо учитывать принцип индивидуализации и доступности предлагаемых упражнений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)