Этапы экономического анализа

Экономический анализ должен проводиться в определенной последовательности, четкое соблюдение которой позволяет аналитику провести экономический анализ на высоком профессиональном уровне, не допускать ошибок, вводящих в заблуждение пользователей.

Назовем основные этапы экономического анализа.

Определение цели и объектов анализа.

Целью анализа может быть выявление тенденций в развитии хозяйственно-финансовой деятельности, проверка выполнения плана по определенным показателям, оценка эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов и т.д.

В качестве объектов могут выступать вся хозяйственная деятельность организации, отдельный вид деятельности (или отдельный вид товара, услуги или работы), отдельное структурное подразделение, отдельный показатель.

Составление программы анализа.

До проведения анализа целесообразно составить перечень вопросов, которые следует изучить в процессе аналитического исследования.

Программа анализа зависит от того, где проводится анализ, за какой период, с какой целью он проводится.

При проведении ретроспективного или перспективного анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации программа анализа обычно имеет вид специального вопросника, включающего перечень конкретных вопросов, на которые должен ответить исследователь в своем заключении по результатам анализа.

В программе предусматриваются сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители, календарные сроки выполнения работ.

Для проведения текущего (оперативного) анализа специальные вопросы могут не разрабатываться, а анализ проводится по информации, заносимой в специальные заранее подготовленные аналитические таблицы.

Подбор материалов для анализа.

Это очень важный этап проведения аналитического исследования, так как для проведения исследования необходима лишь релевантная информация (относящаяся к делу, собираемая по конкретному вопросу).

В противном случае исследователь просто нс справится с общим объемом информации о деятельности организации. Важно до проведения анализа выяснить, какие материалы и за какой период нужны для проведения анализа, объем этих материалов, их местонахождение.

Проверка собранных материалов.

Прежде чем использовать собранную информацию, ее необходимо проверить. Исходная информация может содержать ошибки и искажения.

Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению отчетности, а также арифметических ошибок.

Особенно внимательно нужно проверять внеучетные материалы. Проверка данных позволяет установить их достоверность, выявить и устранить приписки и разного рода ошибки, искажающие показатели выполнения плановых заданий.

При проверке применяются различные способы:

  • арифметическая проверка;
  • логическая проверка;
  • встречная проверка;
  • методическая проверка и др.

Группировка материалов, приведение их в сопоставимый вид.

Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности исходных данных на однородные по изучаемым признакам группы.

Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности.

Сопоставимость данных — важное условие анализа. Сопоставление несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа.

Существуют различные причины несопоставимости показателей: различный уровень, объемов, структура, качества продукции, различные календарные периоды и т.д.

Составление аналитических таблиц. Аналитические таблицы — это способ наглядного оформления материалов анализа. Они заполняются на основании данных плана, проверенных бухгалтерских, статистических отчетов и иной информации.

Исходные данные для проведения анализа, различные расчеты, а также результаты проведенного исследования оформляются в виде аналитических таблиц.

В аналитических таблицах в определенном порядке располагается вся цифровая информация об изучаемых экономических явлениях.

Табличный материал гораздо более информативен и нагляден по сравнению с текстовым изложением материала. Таблицы позволяют представить аналитические материалы в виде единой целостной системы.

Вид аналитической таблицы определяется характером разработки показателей ее подлежащего.
Различают три вида статистических таблиц: простые, групповые, комбинационные.

Простые таблицы содержат перечень отдельных единиц, входящих в состав совокупности анализируемого экономического явления. Эти таблицы содержат лишь несгруппированный набор сведений об анализируемом экономическом явлении.

В групповых таблицах цифровая информация в разрезе отдельных составных частей исследуемой совокупности данных объединяется в определенные группы в соответствии с каким-либо признаком.

Комбинированные таблицы содержат отдельные группы и подгруппы, на которые подразделяются экономические показатели, характеризующие изучаемое экономическое явление.

При этом такое подразделение осуществляется не по одному, а по нескольким признакам. В групповых таблицах осуществляется простая группировка показателей, а в комбинированных — комбинированная группировка.

Важным вопросом является формулировка названия таблиц.

Название таблицы состоит из трех частей:

  • характеристика содержания таблицы, т.е. какой процесс, явление описывается при помощи данных таблицы (например, динамика состава и структуры капитала; изменение структуры основных средств, показатели хозяйственной деятельности, степень выполнения плана по каким-либо показателям, и т.д.);
  • название объекта исследования (организации, региона и т.п.);
  • период, за который рассматривается исследуемый объект, или дата, но состоянию на которую представлены показатели, и т.д.

Обработка материалов анализа.

В процессе обработки информации, собранной в соответствии с программой исследования, осуществляется расчет необходимых для оценки объекта исследования показателей.

Осуществляется расчет, качественная и количественная оценка влияния факторов на изучаемые показатели, устанавливается характер их влияния. Выявляются те факторы, которые оказали основное воздействие на деятельность объекта исследования.

В процессе обработки материалов экономического анализа применяются различные приемы и методы анализа. Для наглядного представления динамики показателей, структуры изучаемого объекта или отдельных его составляющих используются графики, диаграммы.

Оформление результатов проведенного исследования.

По результатам расчетов и их оценки составляется аналитическая записка, в которой обобщаются результаты экономического анализа, даются предложения но устранению выявленных недостатков в работе, по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности организации.

Содержание аналитической записки во многом зависит от пользователя результатов анализа. Если таким пользователем является менеджер организации, то она носит краткий характер, как правило, не содержит цифровую информацию в большом объеме, так как менеджер должен использовать данную информацию для принятия конкретного решения.

Если же аналитическая записка составляется для других пользователей (собственников, кредиторов и др.), то она составляется в развернутом виде.

Текст аналитической записки иллюстрируют достаточно большим количеством цифровой информации в табличной или иной форме, графиками, диаграммами, позволяющими пользователям результатов экономического анализа сформировать определенное мнение и принять самостоятельное решение по вопросам, связанным с отношениями к данной организации, установлением, развитием с ней хозяйственных отношений и т.п.

Контроль реализации решений, принятых по материалам анализа. Одним из требований, предъявляемых к экономическому анализу, является его действенность.

Поэтому целесообразно контролировать влияние результатов экономического анализа па принятие управленческих решений, достижение плановых показателей, определенных самой организацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)