Электронная поддержка дополнительного образования

Информационно-образовательная среда системы образования Российской Федерации уже давно и успешно использует инструменты e-learning для организации смешанного обучения не только в системе профессионального образования, но и в школе . Это значит, что опыт электронного дистанционного взаимодействия может быть успешно реализован в системе дополнительного образования.

Особого внимания заслуживают программы дополнительного образования, реализуемые заочными физико-математическими школами. Электронное обучение в дистанционной форме незаменимо, когда речь идет о повышении доступности качественного образования для слушателей заочных физико-математических школ, проживающих не в краевом центре.

Одной из форм организации образовательной системы является среда дистанционного обучения, позволяющая внедрять электронные курсы, дающая гибкость графика обучения, предоставляющая возможность учиться по индивидуальному плану и консультироваться с преподавателем в ходе обучения. На первый план среди проблем организации электронного обучения и электронных курсов выходит проблема подготовки качественного образовательного контента.

Объект образовательного контента представляет собой совокупность «оцифрованного» учебного материала в разнообразной форме: электронные учебники, видеолекции, записанные непосредственно преподавателем, компьютерные тесты и тренажеры, виртуальные
лаборатории и другие. Образовательный контент должен обладать методической целостностью , следовать базовым целям и принципам обучения (научность, системность и др.).

Вопрос выбора программного обеспечения LMS для организации информационно-образовательной среды, содержащей базу данных образовательного контента и реализующей управление и администрирование процессом обучения, в настоящее время имеет разнообразные решения, наиболее популярным из которых большинство авторов отмечают использование LMS Moodle [3].

Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа (ХКЗФМШ) представляет собой комплекс постоянно действующих образовательных программ дополнительного общего образования по предметам физико-математического цикла. Основными целями деятельности школы являются: – реализация программ дополнительного образования школьников по предметам физико математического цикла; – предоставление учащимся учреждений общего образования Хабаровского края дополнительных возможностей для освоения курсов математики, физики и информатики по программам классов с углубленным изучением этих предметов, подготовки к предметным олимпиадам школьников различного уровня; – организация внеурочной занятости школьников.

Методистами совета школы разработаны программы дополнительного образования по трем направлениям, среди которых выделим программу по информатике. Изучение математических основ информатики (как фундаментальной науки) имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

Раздел «Математические основы информатики» в значительной степени связан с дискретными структурами. В связи с этим выделим один из содержательных блоков раздела «Математические основы информатики» – учебный модуль «Теория графов» и определим ожидаемые результаты обучения образователь- ной программы стартового уровня следующим образом.

Выпускник научится: – использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути); – использовать основные положения теории графов для решения задач; – описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); – использовать способ графического представления набора данных
(графа, дерева) при решении математических задач. Выпускник получит возможность: – познакомиться с примерами использования графов при описании реальных объектов и процессов

Интересно
Таким образом, объектом нашего исследования становится содерж ние учебного модуля «Теория графов» для программы дополнительного образования по информатике стартового уровня. Цель исследования – разработать электронный образовательный ресурс поддержки учебного модуля «Теория графов» в среде Moodle.

Авторами был систематизирован терминологический аппарат теории графов, составлен комплекс задач, решение которых использует основные положения теории графов, подобраны примеры реальных объектов и процессов, допускающих описание и анализ через графы.

Следующий этап – разработка контента электронного модуля дистанционного курса ХКЗФМШ – включал проектирование и создание таких элементов среды дистанционного обучения Moodle, как лекции (для изучения и отработки понятийного аппарата теории графов), страницы с интерактивными упражнениями (для решения задач различного уровня сложности), задания для самостоятельного выполнения (рис. 1)

Таким образом, созданный нами электронный образовательный ресурс способствует изучению одного из фундаментальных разделов дискретной математики – теории графов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный электронный ресурс «Теория графов» будет использоваться в образовательном процессе Хабаровской краевой заочной физико-математической школы при изучении курса «Математические основы информатики (стартовый уровень)».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)