Экономическая мысль после А. Смита и Д. Риккардо

Экономическое наследие А. Смита и Д. Рикардо оказало существенное влияние на развитие экономической науки.

Исследователи выделяют следующие направления

Последователи А. Смита и Д. Рикардо.

К данному направлению принято относить наследие следующих авторов:

  • Жан-Батист Сэй (последователь А. Смита);
  • Джон Стюарт Милль (ученик Д. Рикардо);
  • Томас Роберт Мальтус (частично единомышленник Д. Рикардо).

Вульгаризаторы и романтизаторы учения А. Смита и Д. Рикардо.

К данному направлению принято относить наследие следующих авторов:

  • Т.Р. Мальтуса («теория народонаселения»),
  • Фредерика Бастиа («теория взаимных услуг», «экономические гармонии»),
  • Нассау Уильяма Сениора («теория воздержания», «теория последнего часа»).

Критика классического направления экономической мысли. К данному направлению принято относить наследие Фридриха Листа и направление – «историческая школа» в Германии.

Мелкобуржуазная критика капитализма

К данному направлению принято относить наследие следующих авторов:

  • Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди («теория недопотребления», «теория третьих лиц»);
  • Пьер Жозеф Прудон («собственность–кража», «конституированная стоимость», проект «рабочих денег»).

Социально-утопическое направление экономической мысли

К данному направлению принято относить наследие следующих авторов:

  • Анри Сен-Симон;
  • Шарль Фурье;
  • Роберт Оуэн.

Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.), создатель «теории полезности», «трех факторов производства», «компенсации» и «сбыта». Стоимость товара рассматривалась автором в соответствии с его полезностью, полезность создавалась в процессе производства, при участии трех факторов: труда, капитала и земли.

Трем факторам соответствовали три разновидности дохода: заработная плата, процент и прибыль, земельная рента.

Автор полагал, что процесс обмена между факторами производства и получаемый доход – объединяют интересы всех слоев общества. Это наиболее справедливый способ распределения дохода.

Согласно «теории компенсации» применение машин приведет к удешевлению продукта, а расширение производства к увеличению занятости. Поэтому бороться с прогрессом бесполезно, нужно подождать и получить компенсацию.

«Закон Сэя» гласит: «кризисы перепроизводства невозможны, так как само производство создает адекватный (равный) себе спрос». Автор полагал, что «производство порождает равные себе доходы. Доходы создают равный себе спрос.

Значит, производство само порождает адекватный совокупный спрос. Могут иметь место лишь частичные диспропорции: производство отдельных товаров и спрос на них могут не совпадать». Однако на уровне макроэкономики это положение абсолютно верно. Деньги, в этой цепочке рассуждений заключается в функции средства обращения. Деньги – это временные агенты в процессе обмена продуктов на продукты.

Дефицита или избытка (перепроизводства) быть не может. Отсюда логически, по его мнению, вытекает: «тождество Сэя». Положительные и отрицательные отклонения в степени удовлетворения потребности в различных товарах уравновешиваются – Σ≡0. Это тождество, в настоящий момент не доказано и не опровергнуто.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.), главные работы Начала политической экономии» (1820 г.), «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.)

Интересно
Автор объяснял все беды и проблемы человечества чрезмерно быстрым размножением человечества. Он полагал, что предметы существования растут в арифметической прогрессии, а рост населения в геометрической. Поэтому, значительная часть населения обречена на голод и нищету. Этот вывод основывался на «законе убывающего плодородия почвы», открытом им в переписке с Д. Рикардо. «Согласно такой динамике, перед человечеством периодически встает проблема перенаселения. Если нравственные ограничения оказываются бездейственными, на помощь приходят такие естественные силы, как голод, нищета, эпидемии и войны, играющие расчищающую роль и ликвидирующие избыток населения».

Нассау Уильям Сениор (1790-1864 гг.) является автором «теории воздержания» и «теории возмещения» («Последний час Сениора»). Он полагал, что стоимость создают труд и капитал. Само капиталистическое производство основано на взаимных жертвах капиталиста (рискует) и рабочих (теряет время), поэтому никакой эксплуатации нет. Автор полагал, что рабочий день нельзя сокращать, поскольку 10 часов работы лишь компенсируют затраты, а прибыль начинается с 11-го рабочего часа.

Фредерик Бастиа (1801-1850 гг.) основная работа «Экономические гармонии» (1850 г.). Автор считал капиталистическое общество – обществом «экономической гармонии». В этом обществе люди вынуждены обмениваться услугами. Согласно закону «накопления капитала» автор полагал, что доля ирабочих в национальном продукте по мере умножения капитала возрастает абсолютно и относительно. Следовательно, рабочие и капиталисты находятся в «гармоничном союзе».

Чарлз Кэри (1793-1879 гг.), главная работа «Принципы политической экономии» (1840 г.). Сформулировал теорию «гармонии интересов». Он полагал, что в обществе неуклонно растет производительность труда, следовательно, затраты на воспроизводство продуктов уменьшаются, поэтому ценность капитала падает и прибыль падает так же.

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) автор «Основные начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению» (1819 г.). Считал, что труд рабочих превратился в часть капитала их хозяев. Капиталисты нещадно эксплуатируют рабочих. Сформулировал «теорию воспроизводства кризисов».

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) считал, что потребительская стоимость и меновая находятся в обратном отношении друг к другу. Процент, Прудон считал основной формой эксплуататорского дохода, прибыль – разновидность заработной платы, «собственность – это кража» и т.д.

Джоан Грей (1798-1850 гг.) и Джон Френсис Брей (1809-1895 гг.) планировали реформировать экономический строй через сферу обмена. Деньги планировалось заменить банкнотами «обменного банка» номиналом 1 рабочий час, 1 рабочий день и т.д. Банк должен был контролировать труд и потребление в обществе.

Томас Годскин (1787-1869 гг.) отметил, что причина капиталистической эксплуатации труда находится в существовании капиталистической собственности.

Уильям Томпсон (1785-1833 гг.) видел в качестве наилучшего кооперативный строй, который вознаграждал бы работника за предмет его труда.

Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) разработал проблемы теории ренты, капитала, заработной платы, нормы процента и т.д.

Карл Иоганн Родбертус-Ягецов (1805-1875 гг.) сторонник трудовой стоимости, выделял в человеческой истории три эпохи, исходя из трех «ступеней собственности»:

  1. Собственность на человека (античность).
  2. Собственность на землю и капитал (феодализм, капитализм).
  3. Собственность на труд и заработок (капитализм).

Экономическое наследие А. Смита и Д. Рикардо имело не только последователей, но и непримиримых критиков. Так с жесткой непримиримостью их наследие рассматривала «историческая школа» в Германии. Одним из лидеров данного направления был Фридрих Лист. Наиболее известное сочинение: «Национальная система политической экономии» (1841 г.).

Ф. Лист (1789-1846 гг.) критиковал методы и методологию А. Смита и Д. Рикарда (вненациональный и внеисторический подход). Ф. Листа не устраивал всеобщий и универсальный концепт классиков. В противовес их позиции он предложил учет национальной специфики. Например, универсальной «политической экономии» он противопоставил свою концепцию о «национальной экономии». Предметом исследования является не идеальное рыночное хозяйство, фигурировавшее в абстракции А. Смита и Д. Рикардо, а конкретное «национальное хозяйство, со всеми его особенностями.

Идеи Ф. Листа были положены в основу программы экономического развития Германии имперского канцлера князя Отто фон Бисмарка в 40-е годы XIX века.

Сторонником идей Ф. Листа в России был С. Ю. Витте. Он выступал за ускоренное развитие страны, строительство железных дорог, введение высоких тарифов для защиты национальной промышленности и т.д.

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825 гг.) рассматривал историю человечества как прогресс. Современное общество называл «критическим». Современное общество через капиталистов и рабочих (через содействие королевской власти) должно установить новый строй «индустриализм».

Шарль Фурье (1772-1837 гг.) французский социалист-утопист. Выступал за развитие крупной промышленности, которая приведет к гармонии между капиталистами и рабочими. Выступал за создание ассоциаций гармоничных людей.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) считал, что стоимость товара измеряется не трудом, а деньгами, которые маскируют истинную величину стоимости.

Предложил создать «рабочие деньги» (квитанции), создать «базары справедливого обмена». Полагал, что переход от капитализма к социализму произойдет через деятельность профессиональных союзов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)