Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

В первой главе Федеральный закон «Об образовании в РФ» распределяет полномочия в сфере образования между публичными образованиями, в частности, закрепляет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере образования. Определяются, в том числе, и расходные обязательства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках различных видов образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. При этом федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Соответственно, в случае реализации таких программ в федеральных образовательных организациях они могут быть профинансированы за счет средств федерального бюджета. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования указаны в таблице:

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Питание обучающихся может быть профинансировано при наличии следующих условий:

  • финансирование осуществляется для муниципальных образовательных организаций независимо от их типа;
  • финансирование осуществляется для частных образовательных организаций, которые являются общеобразовательными организациями;
  • обучающиеся должны осваивать основные общеобразовательные программы, имеющие государственную аккредитацию.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено также право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Интересно
При этом обязанность по обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам возложена на региональные органы государственной власти законом. В иных же, не общеобразовательных, муниципальных организациях поддержка дополнительного образования рассматривается как возможность, но не обязательство региона.

Основной же проблемой, вместе с тем, остается финансирование тех услуг, которые ранее финансировались, фактически, на совместной основе из бюджета и обучающимися (например, совместное финансирование образовательной программы либо иной услуги). Учитывая, что на текущий момент софинансирование, т.е. частично платные услуги в сфере образования, законодательство не предусматривает, включить такое финансирование в задание невозможно.

Остается либо вариант разделения услуги, т.е. выделения бесплатной части услуги с включением в задание (и, соответственно, субсидию), которая может создать определенные сложности в том, что потребитель откажется от платной де-юре отдельной услуги, а де-факто части услуги.

И вариант доведения части стоимости субсидии с целью компенсации расходов при установлении стоимости услуги ниже себестоимости ее оказания в формате иной субсидии. Огромную сложность предоставляют также вопросы финансирования того бесконечного разнообразия, которое фактически предоставлено законодательством об образовании при установлении прав обучающихся не только на выбор форм получения образования и форм обучения, но и на их сочетание.

Сочетания могут быть бесконечно разнообразными. И, формально, если обучающийся заявит, что в формате, например, семейного образования он желает освоить часть образователь ной программы, его пожелания должны быть удовлетворены. Вместе с тем финансирование рассчитано на реализацию образовательной программы в целом.

И в этом смысле вводить исключения практически невозможно, так как обучающихся много и они могут захотеть получать образование в совершенно различных сочетаниях форм получения образования.

Рассчитать размер финансирования услуги и включить ее в задание индивидуально – это не тот уровень гибкости, который возможен в действующей системе распределения финансов.

В итоге для учреждения единственным решением остается попытка предложить обучающемуся индивидуальный учебный план, который де-юре будет означать, что образовательная программа целиком реализуется в учреждении, и не будет вызывать проблем в ходе финансовых проверок, а фактически позволит обучающемуся реализовать свои пожелания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)