Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности государства

Безопасность представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Рассмотрим базовые понятия, связанные с безопасностью, необходимые для лучшего понимания изложенного в данном пособии материала.

Опасность – объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, предприятие, вследствие которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательные динамику или параметры.

Кроме того, опасность – это осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, обусловленная наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами.

Угроза – это наиболее осязаемая форма опасности, наличие конкретных условий и факторов, представляющих опасность для интересов государства, общества, организаций, личности, а также национальных ценностей и национального образа жизни.

Кроме того, угрозы – это негативные изменения во внешней политической, экономической или природной среде, наносящие реальный либо потенциальный ущерб государству в целом, его структурным элементам и непосредственно жизненным, политическим, экономическим интересам граждан России.

Жизненно важные интересы представляют собой экономические интересы, реализация которых может обеспечить надежное существование и предоставить возможность прогрессивного развития личности, общества и государства во всех сферах.

Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, реализующее функции в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Помимо этого субъектами безопасности являются граждане, общественные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению безопасности.

Основные объекты обеспечения безопасности России:

  • личность – ее права и свободы;
  • общество – его материальные и духовные ценности;
  • государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Кроме того, к объектам безопасности относятся организации материальной либо нематериальной сферы производства.

По территориальному признаку выделяют следующие уровни безопасности:

  • международная безопасность, в том числе:
  • международная глобальная безопасность – она охватывает весь мир в целом и влияет на обеспечение безопасности на нижестоящих уровнях;
  • международная региональная безопасность, в ее рамках обеспечиваются интересы групп государств (например, стран-членов ЕС или СНГ);
  • государственная безопасность, которая включает:
  • государственную национальную безопасность, ограниченную территорией одной страны. Она гарантирует безопасность каждой отдельной страны, ее функционирование как целостной системы, а также исключает угрозу возникновения военных конфликтов и в то же время обеспечивает разрешение возникающих противоречий посредством принятия определенных соглашений без нарушения суверенитета и целостности каждой страны;
  • государственную региональную безопасность – обеспечивающую защищенность субъектов хозяйствования, населения на конкретной площади, определенной административно-территориальным делением страны. В Российской Федерации этот уровень безопасности включает безопасность республик, краев, областей, округов, городов и муниципальных образований;
  • безопасность на муниципальном уровне – защищенность на уровне муниципального образования;
  • безопасность на частном уровне – защищенность на уровне отдельного предприятия (организации) или семьи.

Еще одним направлением классификации по территориальному признаку выступает деление на:

  • микроуровень (обособленное производство или предприятие);
  • макроуровень (национальную экономику или экономику государства);
  • мировую экономику (глобальную систему хозяйствования).

Национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, способствующее прогрессивному развитию человека, населения и государства. Она является сложной, многоуровневой, открытой, динамической системой, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов – человека, населения и государства.

Национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, юридически закрепленные в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию населения, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации, лежат в основе национальной безопасности государства.

Национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере – это объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Они выражают реальные потребности граждан, их ценностную ориентацию и определяются возможностями экономической, политической, социальной, военной и других сфер государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом населения. Составляющими национальных интересов выступают также декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.

Национальные интересы на долгосрочную перспективу были определены в рамках разработки Концепции национальной безопасности РФ – совокупности документов, отражающих цели, взгляды, меры и стратегии в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Они приведены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, ими являются:

  • укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
  • укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
  • сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

Экономическая безопасность – это часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, населения и экономики.

Исходя из направления обеспечения экономической безопасности, выделяют внутри- и внешнеэкономическую безопасность.

Внешнеэкономическая безопасность – это обеспечение безопасности внешнеэкономической деятельности, представляющей собой деятельность государства и субъектов предпринимательской деятельности, связанную с внешней торговлей товарами и услугами.

Соответственно внутриэкономическая безопасность рассматривает безопасность осуществления экономической деятельности внутри экономического пространства страны.

Научные определения понятия «экономическая безопасность» достаточно разнообразны ввиду многообразия подходов к пониманию данного термина.

Так, академик Л. И. Абалкин давал определение экономической безопасности как совокупности «условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию».

По мнению А. И. Илларионова, под экономической безопасностью понимается «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом».

В. К. Сенчагов определяет экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

В целом в современной отечественной научной литературе сложились следующие базовые подходы к определению понятия «национальная экономическая безопасность»:

  • общее состояние экономической системы;
  • состояние устойчивости экономической системы;
  • состояние защищенности экономической системы;
  • сочетание факторов и условий, обеспечивающих способность национальной экономики к развитию;
  • сочетание состояния экономики и иных категорий.

В зарубежном научном сообществе сформированы шесть основных подходов, используемых для определения «национальная экономическая безопасность», в рамках которых экономическая безопасность – это:

  • осуществление намеченных целей в области экономической политики органами государственной власти;
  • стабильность экономического развития;
  • экономический аспект международной безопасности государства;
  • достижение конкурентоспособности страны в масштабе мировой экономики;
  • обеспечение доступа к рынкам сырья и сбыта;
  • пресечение нелегальных видов экономической деятельности8.

США стали первой страной мира, где обеспечение экономической безопасности было возведено в ранг важнейших государственных задач.

В 1933 году, в разгар самого тяжелого и продолжительного в истории США экономического кризиса – Великой депрессии, в послании президента страны Ф. Рузвельта к нации впервые было упомянуто понятие «national economic security» (национальная экономическая безопасность). В эти же годы начали формироваться теоретические и практические подходы к ее обеспечению.

Новый толчок исследования в этой сфере получили в начале 1970-х, когда страны-члены ОПЕК в результате ряда согласованных действий, закончившихся в 1973 году нефтяным эмбарго, поставили мировых промышленных гигантов на колени. Длинные очереди, возникшие на американских бензоколонках, могли привести к экономической катастрофе, сопоставимой с Великой депрессией. В сложившейся ситуации ученые-экономисты и государственные деятели вновь обратились к проблеме обеспечения национальной экономической безопасности.

В настоящее время под обеспечением экономической безопасности в США понимается достижение экономической стабильности в сочетании с благоприятными перспективами развития и защищенностью от потерь.

В Японии, в отличие от США, в основе понимания национальной экономической безопасности лежит полная зависимость от импорта большей части необходимого ей топлива и промышленного сырья. Основным источником его оплаты выступают доходы от экспорта продукции японской обрабатывающей промышленности. Японцы рассматривают в качестве главного условия обеспечения экономической безопасности своей страны сохранение глобальной политической и экономической стабильности, всемерное поддержание системы свободной торговли и развитие дружественных отношений с теми странами, которые являются основными торговыми контрагентами Японии.

Подобный подход к обеспечению своей экономической безопасности осуществляется в большинстве европейских стран, в Южной Корее, на Тайване и в Израиле.

В Китае взгляды на обеспечение безопасности национальной экономики основаны на сочетании философии «китаецентризма» и психологии «осажденной крепости». В рамках обеспечения экономической безопасности Китай отстаивает «опору на свои силы» и экономическую и культурную самобытность при акценте н обеспечении безопасности исключительно государственного сектора экономики.

Интересно
Без обеспечения экономической безопасности страны невозможно ее экономическое развитие, что доказано практическим опытом развития таких стран, как Бразилия в 60-е годы, Египет и Польша в 70-е годы, Мексика в 80-е годы, Турция, Таиланд и Индонезия в 90-е годы ХХ века, Аргентина в 10-е годы XXI века. В эти годы состояние их экономики носило крайне неустойчивый характер, а периоды хозяйственного оживления длились недолго и заканчивались наступлением тяжелейшего экономического кризиса.

В России, в ходе ее исторического развития, взгляды на экономическую безопасность изменялись под воздействием в большей степени политических, чем экономических факторов, по мере смены социально-политического строя или серьезных изменений в политической надстройке общества. Несмотря на то, что как научная категория экономическая безопасность была впервые обозначена только в начале 90-х годов ХХ века, как явление она, несомненно, учитывалась в хозяйственной практике. Еще в XIX веке в Российской империи осознавалась необходимость ее обеспечения, о чем свидетельствует следующая формулировка в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «безопасность… имущественная является залогом человеческого развития».

В СССР осуществлялись тотальный контроль и государственное регулирование хозяйственной деятельности как общества в целом, так и отдельно взятой личности. Исходя из этого проблема обеспечения экономической безопасности рассматривалась в контексте обеспечения безопасного функционирования полностью огосударствленной экономики страны. В довоенный период данное функционирование рассматривалась как бы в потенциале, как обеспечение полностью направляемого государством развития народнохозяйственного комплекса страны. В послевоенное время, напротив, оно подразумевалось как незыблемая составляющая и свойство социалистической экономики. Считалось, что в социалистической плановой экономике нет оснований для возникновения кризисных, депрессивных или стагнационных ситуаций.

С переходом к рыночной экономике в постсоветской России возникли угрозы экономической безопасности государства, связанные с возникновением различного рода внутренних напряжений, негативного влияния на хозяйственные процессы извне. Появились противоречия во взаимодействиях субъектов хозяйствования, обозначилась разнонаправленность их экономических интересов.

В условиях формирования «переходной экономики», характеризующихся появлением в России быстро укрепляющего свои позиции частного капитала, появилась необходимость в обеспечении экономической безопасности на уровне государства, параллельно формировались подходы к ее обеспечению.

В рамках обеспечения внутриэкономической безопасности в период «перестройки» (1987 – 1991 годы) государство, признав неспособность плановой экономики решить возникшие проблемы обеспечения населения, стремилось поощрять кооперативное движение или, по крайней мере, не мешать ему. При этом государство строго следило за тем, чтобы кооператоры не выходили за поставленные для них рамки функционирования, ограниченные легкой и пищевой промышленностью, сферой услуг, розничной и мелкооптовой торговлей.

В годы рыночных «реформ» (1992 – 1998 годы) возможности государственного регулирования экономики были ослаблены. Переход к рынку проходил фактически стихийно, с преобладанием самых «диких» форм приватизации госсобственности и первоначального накопления капитала (многократное занижение стоимости продаваемых хозяйственных объектов, создание финансовых пирамид и т. п.).

При этом всякие меры контроля над этим процессом руководством страны в тот период отрицались и отвергались, что вело к возрастанию угроз экономической безопасности государства. В результате развития данных процессов в стране начался затяжной финансовый кризис, кульминацией которого явился «дефолт» 17 августа 1998 года.

Осознание руководством страны серьезности угроз существованию экономической системы государства способствовало тому, что проблемы обеспечения экономической безопасности стали составной частью экономической политики. Правительством Российской Федерации были разработаны, начали применяться и постоянно совершенствоваться меры государственного регулирования рыночной экономики и поддержки ее наиболее значимых и перспективных отраслей и комплексов.

Интересно
В рамках обеспечения внешнеэкономической безопасности в условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг государство стремилось усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобрело проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний государством вводились определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Определенные меры были приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Данные подходы доказали свою действенность в условиях оказавшего негативное воздействие на экономику России мирового финансового кризиса 2008 года, а также кризисных явлений, связанных с ограничениями и санкциями со стороны стран Запада, начиная с 2014 года по настоящее время.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)