Единицы планировочной структуры поселений
Выделение планировочной структуры поселения сопровождается выявлением содержания этой структуры через единицы планировочной структуры (планировочные единицы) – территории-«ячейки», составляющие градостроительную ткань в качестве заполнение планировочного каркаса.
Существует иерархическая типология единиц планировочной структуры, для понимания логики построения которой следует ознакомиться с концепцией ступенчатого обслуживания населения, в значительной степени сформулированной в СССР второй половины ХХ века и сохраняющие свою актуальность сегодня. Основополагающий принцип этой концепции можно характеризовать фразой: «Чем больше распространена функция (вид обслуживания/деятельности), тем ближе она должна располагаться к населению» (рисунок 3.3.1).
Таким образом, выделяют несколько уровней обслуживания населения:
- Повседневный – функции, посещаемые большинством местного населения на ежедневной основе: магазины, аптеки, точки мелкого бытового обслуживания, остановки общественного транспорта, а также детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, отдельные спортивные учреждения. Повседневный уровень обслуживания предполагает его пешеходную, целенаправленную или попутную доступность для местного жителя (индивида) без пересечения автотранспортных магистралей – в пределах 300–700 метров от дома.
- Периодический – функции, посещаемые местным населением на еженедельной или ежемесячной основе: крупные спортивные комплексы и стадионы, районная администрация, поликлиники, кинотеатры, кафе, торговые центры и др. Периодический уровень обслуживания предполагает его краткосрочную доступность для индивида – в пределах 15-минутной поездки, или 1,0–1,5 км пешеходного пути.
- Эпизодический – уникальные и крупнейшие функции, посещаемые всем городским населением редко, единично в течение года: университеты, крупные торгово-развлекательные центры, театры, административные учреждения муниципальной и региональной власти, общегородской парк, центральные офисы и банки и др. Эпизодический уровень обслуживания предполагает его расширенную транспортную доступность для индивида – в пределах всего города, агломерации или всего региона. Места работы и учёбы (особенно, высшие учебные заведения) посещаются узким контингентом населения да регулярной основе. При этом пешеходно-транспортная доступность этих функций может соответствовать периодической и эпизодической ступени обслуживания.
Как видно, различные уровни обслуживания связаны с представлением о радиусе такого обслуживания. В малых масштабах радиус обслуживания может измеряться простыми пространственными дистанциями (на повседневном уровне). На уровне периодического и эпизодического обслуживания, ввиду изменчивости транспортной ситуации на различных направлениях, радиус обслуживания правильнее измерять временными категориями, с представлением доступности в виде изохрон динамично изменчивых воображаемых линий, соединяющих на данный момент времени все пространственные точки, находящиеся на одной временной дистанции от установленной цели.
В «15 минутах поездки» в разное время суток может оказаться территория и в трёх, и в двадцати километрах от одного и того же источника общественного притяжения. Тем не менее, те или иные радиусы обслуживания покрывают стереотипные по протяжённости территории, которые и обозначаются как вложенные друг в друга единицы планировочной структуры различного масштаба.
В пределах кварталов и микрорайонов должны располагаться предприятия повседневного обслуживания, чем обусловливается размерность этих единиц планировочной структуры: от 1 до 60 Га. Численность населения кварталов и микрорайонов составляет в российской специфике от 0,5 до 25 тысяч человек. Наименьшие городские и сельские поселения в целом могут рассматриваться в качестве аналога одной такой единицы планировочной структуры.
Размерность этих единиц планировочной структуры – в пределах 250 Га. Численность населения жилых районов может составлять от 30 до 100 тысяч человек. Малые и средние города в целом могут рассматриваться в качестве аналога одного жилого района с компактным общественным центром.
В научной литературе встречается представление о наибольших единицах планировочной структуры крупных и крупнейших городов, обозначаемые как планировочные районы (рисунок 3.3.4). Границы этих единиц планировочной структуры образуются крупнейшими улицами и дорогами, а также природными и антропогенными линейными объектами.
Планировочные районы могут включать на своей территории несколько различных функциональных районов, включая альтернативные центры (субцентры), промышленные районы и в большинстве случаев – функции эпизодического обслуживания населения. Размерность планировочных районов измеряется в квадратных километрах, а численность их населения – сотни тысяч человек.
В масштабах г. Москвы выделялся ещё один уровень единиц планировочной структуры, группирующий планировочный районы – планировочные зоны (рисунок 3.3.5), численность каждой из которых может превышать 1 миллион человек, а границы которых формируются уже почти исключительно протяжёнными ландшафтными препятствиями.
Для сопоставления понятий необходимо упомянуть о выделении административных районов в полукрупных, крупных и крупнейших городах в целях оптимизации муниципального управления в масштабе города/агломерации. Административные районы по территории и численности, как правило, сопоставимы скорее с функциональными районами, однако логика их пространственного разграничения может быть обусловлена историческим развитием города и прочими факторами, не подчиняясь естественным пространственным границам.
Характерный пример – Железнодорожный район г. Барнаула, располагающийся де-факто в двух планировочных районах города, образуемых антропогенным линейным объектом железной дороги, проходящей через город (см. рисунок 3.3.4).
В г. Москве административные районы и спутниковые поселения группируются в 12 административных округов. Примечательно, что в некоторых российских городах (например, в г. Омске) административные единицы масштаба административных районов так же называются округами. Понимание иерархии единиц планировочной структуры поселения открывает возможность для изучения современных принципов построения основного компонента антропогенного каркаса любого поселения – дорожно-транспортной инфраструктуры.
- Расчётные параметры мест для хранения автомобилей
- Пригородная зона
- Промышленные и коммунально-складские районы
- Структура и функции озеленённых территорий города
- Архитектурно-градостроительное развитие и модернизация общественных центров
- Планировочная структура общественных центров
- Система центра города и типология общественных центров
- Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов
- Приёмы пространственной компоновки жилой застройки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу