Единицы планировочной структуры поселений

Выделение планировочной структуры поселения сопровождается выявлением содержания этой структуры через единицы планировочной структуры (планировочные единицы) – территории-«ячейки», составляющие градостроительную ткань в качестве заполнение планировочного каркаса.

Единицы планировочной структуры поселений

Существует иерархическая типология единиц планировочной структуры, для понимания логики построения которой следует ознакомиться с концепцией ступенчатого обслуживания населения, в значительной степени сформулированной в СССР второй половины ХХ века и сохраняющие свою актуальность сегодня. Основополагающий принцип этой концепции можно характеризовать фразой: «Чем больше распространена функция (вид обслуживания/деятельности), тем ближе она должна располагаться к населению» (рисунок 3.3.1).

Таким образом, выделяют несколько уровней обслуживания населения:

  • Повседневный – функции, посещаемые большинством местного населения на ежедневной основе: магазины, аптеки, точки мелкого бытового обслуживания, остановки общественного транспорта, а также детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, отдельные спортивные учреждения. Повседневный уровень обслуживания предполагает его пешеходную, целенаправленную или попутную доступность для местного жителя (индивида) без пересечения автотранспортных магистралей – в пределах 300–700 метров от дома.
  • Периодический – функции, посещаемые местным населением на еженедельной или ежемесячной основе: крупные спортивные комплексы и стадионы, районная администрация, поликлиники, кинотеатры, кафе, торговые центры и др. Периодический уровень обслуживания предполагает его краткосрочную доступность для индивида – в пределах 15-минутной поездки, или 1,0–1,5 км пешеходного пути.
  • Эпизодический – уникальные и крупнейшие функции, посещаемые всем городским населением редко, единично в течение года: университеты, крупные торгово-развлекательные центры, театры, административные учреждения муниципальной и региональной власти, общегородской парк, центральные офисы и банки и др. Эпизодический уровень обслуживания предполагает его расширенную транспортную доступность для индивида – в пределах всего города, агломерации или всего региона. Места работы и учёбы (особенно, высшие учебные заведения) посещаются узким контингентом населения да регулярной основе. При этом пешеходно-транспортная доступность этих функций может соответствовать периодической и эпизодической ступени обслуживания.

Как видно, различные уровни обслуживания связаны с представлением о радиусе такого обслуживания. В малых масштабах радиус обслуживания может измеряться простыми пространственными дистанциями (на повседневном уровне). На уровне периодического и эпизодического обслуживания, ввиду изменчивости транспортной ситуации на различных направлениях, радиус обслуживания правильнее измерять временными категориями, с представлением доступности в виде изохрон динамично изменчивых воображаемых линий, соединяющих на данный момент времени все пространственные точки, находящиеся на одной временной дистанции от установленной цели.

В «15 минутах поездки» в разное время суток может оказаться территория и в трёх, и в двадцати километрах от одного и того же источника общественного притяжения. Тем не менее, те или иные радиусы обслуживания покрывают стереотипные по протяжённости территории, которые и обозначаются как вложенные друг в друга единицы планировочной структуры различного масштаба.

Наименьшими (элементарными) единицами планировочной структуры на уровне градостроительного зонирования являются кварталы и микрорайоны (рисунок 3.3.2), внутри которых не проходят прямые транзитные транспортные направления, но границы которых образуются местными и районными улицами с автотранспортным движением.

В пределах кварталов и микрорайонов должны располагаться предприятия повседневного обслуживания, чем обусловливается размерность этих единиц планировочной структуры: от 1 до 60 Га. Численность населения кварталов и микрорайонов составляет в российской специфике от 0,5 до 25 тысяч человек. Наименьшие городские и сельские поселения в целом могут рассматриваться в качестве аналога одной такой единицы планировочной структуры.

Интересно
Планировочными единицами среднего масштаба являются функциональные районы – жилые районы, промышленные районы, элементы системы городского центра (рисунок 3.3.3). Функциональный район объединяет однородные по функции меньшие единицы планировочной структуры, кварталы и/или микрорайоны. Границы функциональных районов образуются более крупными, общегородскими и районными улицами; на их территории должны располагаться предприятия периодического обслуживания.

Размерность этих единиц планировочной структуры – в пределах 250 Га. Численность населения жилых районов может составлять от 30 до 100 тысяч человек. Малые и средние города в целом могут рассматриваться в качестве аналога одного жилого района с компактным общественным центром.

Единицы планировочной структуры поселений

В научной литературе встречается представление о наибольших единицах планировочной структуры крупных и крупнейших городов, обозначаемые как планировочные районы (рисунок 3.3.4). Границы этих единиц планировочной структуры образуются крупнейшими улицами и дорогами, а также природными и антропогенными линейными объектами.

Планировочные районы могут включать на своей территории несколько различных функциональных районов, включая альтернативные центры (субцентры), промышленные районы и в большинстве случаев – функции эпизодического обслуживания населения. Размерность планировочных районов измеряется в квадратных километрах, а численность их населения – сотни тысяч человек.

Единицы планировочной структуры поселений

Единицы планировочной структуры поселений

В масштабах г. Москвы выделялся ещё один уровень единиц планировочной структуры, группирующий планировочный районы – планировочные зоны (рисунок 3.3.5), численность каждой из которых может превышать 1 миллион человек, а границы которых формируются уже почти исключительно протяжёнными ландшафтными препятствиями.

Для сопоставления понятий необходимо упомянуть о выделении административных районов в полукрупных, крупных и крупнейших городах в целях оптимизации муниципального управления в масштабе города/агломерации. Административные районы по территории и численности, как правило, сопоставимы скорее с функциональными районами, однако логика их пространственного разграничения может быть обусловлена историческим развитием города и прочими факторами, не подчиняясь естественным пространственным границам.

Характерный пример – Железнодорожный район г. Барнаула, располагающийся де-факто в двух планировочных районах города, образуемых антропогенным линейным объектом железной дороги, проходящей через город (см. рисунок 3.3.4).

Единицы планировочной структуры поселений

В г. Москве административные районы и спутниковые поселения группируются в 12 административных округов. Примечательно, что в некоторых российских городах (например, в г. Омске) административные единицы масштаба административных районов так же называются округами. Понимание иерархии единиц планировочной структуры поселения открывает возможность для изучения современных принципов построения основного компонента антропогенного каркаса любого поселения – дорожно-транспортной инфраструктуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)