Доступность высшего образования для лиц с нарушением зрения

Проблема доступности получения высшего образования для лиц с нарушением зрения приобретает в наше время особую актуальность. Понимание педагогами физиологических и психических особенностей лиц с нарушением зрения, а также обеспечение их специализированным оборудованием – является одним из важных факторов, определяющих качество обучения, социализации и реабилитации этих студентов.

Особенности социализации и обучения лиц с патологией зрения изучает наука – тифлопедагогика (от греч. typhlos – слепой). Предметом изучения тифлопедагогики является теория и практическая деятельность воспитания и обучения слепых и слабовидящих.

Инвалиды по зрению составляют минимальную по численности, но крайне непростую для обучения в вузе группу студентов.

Однако это та категория инвалидов, которая обладает наилучшими возможностями в смысле успешной профессиональной деятельности.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям различают следующие подкатегории (таблица 1).

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории:

  1. слепорожденные – это дети, родившиеся с полной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не обладают зрительным представлением, и весь процесс социализации происходит в условиях полного вы- падения зрительной системы;
  2. ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Развитие у слепых познавательных процессов, таких как логическое мышление, память, речь протекает хорошо. Но нарушение взаимодействия чувственных функций проявляется в своеобразии мыслительной деятельности с развитием абстрактного мышления. Это проявляется в пространственной ориентации и развитии двигательной активности.

Интересно
Повреждение глазодвигательных функций, проблемы в фокусировке взгляда, несут за собой ограниченность, заторможенность и нечеткость восприятия предметов. Это выражается в том, что слабовидящий может не заметить какие-то примечательные черты предмета, а также не в полную силу работают цветоразличительные функции зрения.

Нарушение данных функций приводит к тому, что цветоощущение объектов может быть нарушено, следственно это и служит основанием для ошибок восприятия учебной информации. Образовательные организации должны учитывать этот момент и составлять учебный план с учетом данных особенностей.

С точки зрения психологии, следует учитывать особенности эмоционально-волевой области, социализации и коммуникации, так как процесс обучения студентов с нарушением зрения проходит не просто. Многие сталкиваются с неблагоприятным опытом взаимодействия со сверстниками.

Поэтому очень важна психолого-педагогическая работа с данными студентами. Они обязаны оптимизировать адаптацию незрячих и слабовидящих студентов в вузе.

В процессе обучения слепых и слабовидящих студентов особое внимание следует обращать на форму подачи информации, на формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, обеспечение личностной самореализации.

Следует выделить и еще один важный аспект обучения данной категории лиц в вузе. Их обучение требует дорогостоящего технического обеспечения, включая специализированные программы, производство брайлевской литературы, сопровождение специализированного программного обеспечения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)