Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте

Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же осо­бенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это вы­ражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окру­жающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мысли­тельные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атри­бутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п.), речь не сфор­мирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким прави­лам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они ча­сто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно дли­тельное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые по­сторонние стимулы.

Такое поведение особенно характерно для детей с задержкой психического развития, не проходивших дошкольной подготовки в специальном детском са­ду. Дети, которые хотя бы год провели в специальном детском саду или зани­мались с педагогом-дефектологом в коррекционной группе, обычно бывают от­носительно подготовленными к обучению в школе, и тем лучше, чем длитель­нее был период коррекционной работы с ними. Однако и в этих случаях неред­ко проявляются недостатки внимания, гиперактивность, дефекты координации движений, отставание в речевом развитии, трудности регуляции поведения.

Далее будут охарактеризованы особенности младших школьников с за­держкой психического развития, с которыми коррекционная работа в дошколь­ном возрасте не проводилась. Они либо посещали обычные детские сады, либо воспитывались дома. От приведенной выше общей характеристики их деятельности и поведения перейдем к более детальному описанию своеобразия психических процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)