Державы

Государства (державы) традиционно классифицируются сообразно их рангу в международных отношениях, понимаемому как способность к определенной мере влияния на международные процессы. В научной среде существуют различные мнения относительно того, сколько рангов держав существует и какие страны к ним относятся. Здесь мы приводим расширенную классификацию, включающую как общепризнанные ранги — сверхдержавы, великие державы, региональные державы и малые державы, так и дополнительные промежуточные ступени — глобальные державы и средние державы.

Сверхдержавы — государства, рассматривающие весь мир как зону своих интересов, стремящиеся контролировать мировую политику и способные оказывать решающее влияние на глобальные и региональные процессы. Единственной сверхдержавой сейчас являются Соединенные Штаты, в прошлом ей был также Советский Союз.

Глобальные державы — государства, способные конкурировать со сверхдержавами за управление глобальными и региональными процессами, но не пытающиеся, в отличие от них, поддерживать полный контроль над мировой политикой. Глобальными державами в настоящий момент можно считать Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику, хотя последняя претендует на статус сверхдержавы.

Великие державы — государства, имеющие особый статус в мировой политике за счет значительного превосходства в ресурсах над иными акторами и способные успешно отстаивать свои интересы в любом регионе мира. Великие державы, в отличие от глобальных, не способны поодиночке противодействовать сверхдержавам.

Великие державы могут быть разделены на «старые», которые имеют подобный статус традиционно, обладают высокоразвитой экономикой и дипломатическим влиянием — это Великобритания, Франция, Германия и Япония; а также на «новые» великие державы.

Интересно
Статус последних оспаривается, к ним иногда причисляют Индию и Бразилию ввиду их огромного демографического и ресурсного потенциала и быстрорастущей экономики, а также Пакистан как владеющий ядерным оружием. В качестве дополнительного деления можно разделить на две пары «старые» великие державы. С одной стороны, Великобритания и Франция имеют постоянные места в Совете Безопасности ООН (а значит, право вето), владеют ядерным оружием и располагают ценными связями со своими бывшими колониями.

С другой стороны, Германия и Япония, как проигравшие Вторую мировую войну, не имеют права вето в Совете Безопасности, не владеют ядерным оружием и лишены колониального наследия. Эти различия оказывают заметное влияние на их цели и возможности в мировой политике

Региональные державы — государства, играющие решающую роль в своем регионе, но не способные оказать принципиальное влияние за его пределами. Например, региональными державами Латинской Америки являются (помимо претендующей на статус великой державы Бразилии) Аргентина и Мексика.

Средние державы — государства, способные отстаивать свои интересы в регионе, но не способные принципиально менять его политику. Как подобная держава может рассматриваться, например, Австрия.

Малые державы — государства, зависимые от господствующих в регионе держав. Например, Сенегал.

Микродержавы — государства крайне малого размера, чьё политическое влияние абсолютно несущественно. Например, Лихтенштейн. Если предыдущее деление связано с объективными возможностями и параметрами государств, то с точки зрения их взаимоотношений и целей можно выделить несколько групп, каждая из которых имеет свои подгруппы, связанные с внутригрупповыми разногласиями. Для большей наглядности можно провести аналогию с астрономией. Подобно планетам, обращающимся вокруг звезд, страны в группах имеют центром державу глобального уровня, на которую ориентируются.

Вокруг входящих в эту систему значимых держав группируются меньшие державы, подобно спутникам у планет. Некоторые планеты могут не иметь спутников, так и некоторые державы представляют собой самостоятельную подгруппу из одной страны. Эта модель отражена даже в общепринятой международной терминологии, например, в термине «сателлит», то есть страна-спутник, следующая за крупной державой.

Разумеется, важно учитывать, что, в отличие от космических объектов, государства могут сознательно менять свой курс, заключать и разрывать союзы, или, по крайней мере, пытаться это сделать.

Таким образом, схему отношений государств в мировой политике можно представить, как несколько сложных систем, группирующихся вокруг центральных держав и взаимодействующих между собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)