Денежное довольствие

Право военнослужащих на денежное довольствие. Право военнослужащих на государственное материальное обеспечение включает в себя право на денежное довольствие. Понятие денежного довольствия применяется только в отношении военнослужащих. Другие категории граждан имеют право на заработную плату, денежное вознаграждение и т. д. Право военнослужащих на денежное довольствие конкретизиру­ет их конституционное право на вознаграждение за труд, которое закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Правовые гарантии военнослужащих на денежное довольствие закреплены в отдельных статьях Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ст.ст. 12 и 13). При этом меры материального обеспечения, в которое входит и денежное довольствие, и иных видов обеспечения, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

В силу административно-правового характера военно-служебных отношений денежное довольствие не может быть предметом соглашения между военнослужа­щим и государством, размер его всегда определяется в правовых актах.

Особый характер данного вида материального обеспечения заключается также в том, что право на денежное довольствие не ставится в зависимость от реального исполнения обязанностей военной службы, т. е. оно сохраняется за военнослужа­щим во время его болезни (при нахождении его в военно-медицинских учреждени­ях), при нахождении в отпуске, нахождении в распоряжении (но не более определенного в законе срока) и т. д.

Денежное довольствие, с одной стороны, является, источником удов­летворения материальных и духовных потребностей военнослужащего, с другой — служит средством стимулирования труда военнослужащих, связанного с тяготами и лишениями военной службы.

Денежное довольствие военнослужащих заключается в выплате определенного де­нежного вознаграждения каждому военнослужащему за выполнение им обязанностей по военной службе. В денежное довольствие не входят льготы, денежные компенсации вместо выдачи продовольственного пайка и вместо выдачи отдельных предметов вещевого имущества, а также денежная компенсация, лицам, подвергшимся воздействию радиации.

К принципам построения систем оплаты воинского труда (их также называют закономерностями) относятся следующие:

  • учет специфических особенностей военной службы, который реа­лизуется установлением значительных по объему дополни­тельных выплат и компенсаций;
  • использование экономической заинтересованности военнослу­жащих в продлении контрактов;
  • соблюдение социальной справедливости в оплате воинского тру­да и материальных стимулов служебного роста за счет использования при­емлемых коэффициентов дифференциации денежного содержания различ­ных категорий военнослужащих;
  • относительно более высокий уровень денежного довольствия во­еннослужащих по сравнению с оплатой труда гражданских лиц.

Размер денежного довольствия военнослужащих определяется исходя из возможностей государства и основывается на устанавливаемых законодательством нормативах с применением различных методик.

В Советском Союзе начиная с 40-х гг. и до 1991 г. определение размера денежного довольствия военнослужащих было основано на применении сравнительного метода стимулирования воинского труда, в основе которого была заложе­на необходимость дифференциации окладов работников различных отрас­лей народного хозяйства, вызванная особенностями труда в каждой отрас­ли.

При использовании этого метода в качестве ориентира для установле­ния должностных окладов военнослужащих применялись оклады инже­нерно-технического персонала, занятого в оборонной промышленности, имеющего равную квалификацию и примерно такое же число подчинен­ных.

Со второго квартала 1992 г. в Российской Федерации был принят принци­пиально новый подход к установлению размеров оплаты воинского труда. В его основу был положен минимальный прожиточный бюджет, т. е. со­поставление трудовых усилий при выполнении воинских обязанностей и затрат военнослужащих на удовлетворение своих потребностей. Этот метод был призван формировать уровень оп­латы воинского труда по признаку удовлетворения потребностей военно­служащих как особой категории граждан.

В 1993 г. с введением в действие Закона Российской Федерации «О статусе воен­нослужащих» размер денежного довольствия военнослужащих стал зави­сеть от минимальных размеров оплаты труда. Согласно данному Закону оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не должны были быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям — половины воинских должностных окладов.

Однако с 1 апреля 1995 г. это соотношение было нарушено: размер минимальной оплаты труда был повышен в 1,7 раза, а оклады денежного содержания военнослу­жащих — в 1,3 раза. В дальнейшем с ростом минимального размера оплаты труда размер окладов денежного содержания военнослужащих не изменялся. В результате по состоянию на 1 января 1998 г. оклад денежного содержания военнослужащего, проходящего службу по контракту, состав­лял 50% от установленного законодательно уровня.

Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливавший, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям, был исключен.

Было установлено, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2000 г.

С 1 июля 2002 г. оклады по воинским должностям установлены в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий государственных служащих, а с 1 янва­ря 2003 г. оклады по воинским званиям предусматриваются на уровне надбавок за квали­фикационные разряды соответствующих категорий государственных служащих.

В настоящее время размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

При этом размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Табель соответствия типовых воинских должностей военнослужащих и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам соответствующих категорий федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям военнослужащих, определяемым Правительством Российской Федерации.

Также установлено, что размеры окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, индексируются или повышаются в порядке и сроки, которые предусмотрены для индексации или повышения должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд федеральных государственных служащих.

  1. Структура денежного довольствия. Денежное довольствие военнослужащих дифференцировано в зависимости от их служебно-правового положения, времени пребывания на военной службе, квалификации, особенностей выполнения возложенных обязанностей и условий прохождения военной службы. Это реализовано путем установления определенной структуры денежного доволь­ствия (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), которая включает оклад денежного содержания, надбавки и иные дополнительные выплаты.

Оклад денежного содержания военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию). В оклад денежного содержания не включаются надбавки и выплаты, которые начисляются на его сумму.

Он является той минимальной суммой, которая не может учиты­вать сложность и напряженность прохождения службы отдельного военнослужащего, его опыт, профессиональное мастерство, отношение к службе и другие факторы, которые вы­деляют его среди других военнослужащих. Эта роль предоставлена дополнительным вы­платам.

Размеры выплаты месячных окладов по воинской должности в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и соответствующими этим должностям тарифными разрядами регламентируются приложением № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 245.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», помимо новой системы установления окладов по воинским должностям, утвержден табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих.

Приложение № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462, принятому во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 537, устанавливает размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Надбавки состоят из месячных и иных надбавок. Основное целевое назначение надбавок — стимулировать военнослужащего к повышению профессиональной квалификации и росту уровня мастерства, а также компенсировать тяготы и лишения, связанные с неблагоприятными или особыми условиями службы. Выплата надбавок, как правило, не связана с возложением на военнослужащего дополнительных служебных обязанностей.

Если исходить из порядка установления надбавок, то их можно разделить на две группы.

В первую группу входят те из них, выплата которых обязательна и связана со строго определенными нормативными правовыми актами условиями. Право военнослужащего на соответствующую надбавку или выплату не зависит от усмотрения командира (начальника). В эту группу входят надбавки:

  • за выслугу лет;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • за знание иностранного языка;
  • за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях;
  • за классность;
  • пенсионные (и др.).

Вторую группу составляют надбавки, установление которых конкретному военнослужащему происходит по усмотрению командира, например:

  • надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы;
  • квартальные премии.

Выплаты представляют собой составную часть денежного довольствия, имеют, как правило, разовый и компенсационный либо стимулирующий характер.

В настоящее время установлены следующие виды дополнительных выплат:

  • единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года;
  • отпускные деньги военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования;
  • подъемные и суточные деньги;
  • беспроцентные ссуды;
  • командировочные деньги.

Кроме того, установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14 июля 2000 г. № 524 (п. 1) утверждены: Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга согласно приложению № 2 к указанному постановлению; Правила оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи.

С 1 июля 2002 г. с сумм денежного довольствия военнослужащего удерживается налог на доходы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)