Журналистика в информационном пространстве

Различные средства массовой информации — один из «наполнителей» информационного пространства (региона, страны, мира). Информационное пространство возникает одновременно с возникновением у населения информационных потребностей, интересов, которые формируют спрос на информацию и тем самым — потенциальную аудиторию.

Сначала это пространство «заполняется» сведениями, черпаемыми людьми из непосредственного окружения. Это своего рода «самоинформирование» — наблюдение над окружающим, разговоры со «свидетелями», межличностное общение, слухи и т.д.

Затем вступают в действие информационно активные лидеры (племени, поселения, семьи). В первых крупных государственных образованиях их дополняют некие подобия газет (см. гл. II, раздел о пражурналистских явлениях).

Собственно журналистика начала осваивать европейское (часто замкнутое рамками страны с узким слоем потребителей) информационное пространство с XVII века. В европейских странах сначала возникло книгопечатание (XV–XVI вв.), затем в XVII — начале XVIII века газеты и журналы.

В середине XIX века развернулась деятельность информационных агентств, в первой половине XX века началось широкое распространение радиовещания и телевидения, а во второй — Интернета (кибержурналистики).

Вторая половина и особенно конец XX века — время огромной «плотности» потоков массовой информации, начало формирования мирового «информационного пространства».

Его коммуникационная база (кроме привычной дорожной сети, почты, телеграфа, факсимильной связи) — возможности коммуникационных «супер- магистралей» — наземных и космических каналов связи, соединяющих множество серверов с обилием компьютерных банков данных и связанных с ними аудиовидеотерминалов — компьютеров персонального или коллективного пользования.

Полное развитие глобальные системы информации (типа «Интернет») получат в XXI веке.

С развитием журналистики в каждом регионе образуются «информационные поля» различных СМИ.

Скажем, в область поступает опреде- ленная часть тиража общенациональных изданий, на ее пространстве возможен прием ряда передающих из Москвы теле- и радиостанций, какая-то часть населения может пользоваться Интернетом, зарубежными СМИ.

При этом свои «информационные поля» создают в области и собственные региональные и местные (районные) СМИ.

При этом различные слои аудитории региона обращают свои предпочтения, конечно, не ко всем СМИ, доступным в регионе (зарубежным, общефедеральным, региональным, местным), а к определенному «набору» СМИ (иногда даже одному каналу; причем есть люди, которые вообще не обращаются к СМИ, «питаясь» только «вторичной» информацией из межличностного общения).

Так образуется «информационная среда» слоя, группы, личности, которые отбирают предпочитаемые «информационные продукты».

Информационное пространство нуждается в оптимальной организации на основе главного критерия — «заполненность» информационного пространства должна быть такой, чтобы каждый человек в любой точке мира из предлагаемых источников информации мог так сформировать свою информационную среду, чтобы быть максимально полно и релевантно информированным, постоянно подкреплять, расширять и углублять свою информированность.

При наличии многих источников информации главная роль в обеспечении информированности аудитории, а следовательно, и место в информационном пространстве принадлежат СМИ.

Деятельность журналистики может быть успешной только в том случае, если выполнение ею своих функций, притом в слоях аудитории, различных по социально-демографическим характеристикам (образование, профессия, возраст, пол, местожительство и т.д.), социально-политическим ориентациям, интересам и взглядам, будет «распределено» между большой совокупностью изданий и программ.

Поэтому неизбежно закономерное возникновение множества газет, журналов, каналов радио и телевидения, различных видов кибержурналистики.

Система журналистики складывалась исторически, на протяжении веков, и постоянно изменялась с изменениями в социально-политической жизни, характера аудиторий, с развитием технических возможностей массовой коммуникации.

Система журналистики в рамках страныможет считаться сформированной относительно адекватно, если:

  • широко и полно используются специфические возможности различных средств массовой информации — печати, радио и телевидения, кибержурналистики, действующих на основе своих особенностей как каналов коммуникации и предстающих перед «потребителями» в виде большой совокупности изданий, программ, интернет-СМИ, сайтов журналистов и политиков и т.д.;
  • любой социальный институт, общественное объединение, отдельные граждане, загадавшие учредить или стать соучредителями издания или программы (возможно и субучредительство — участие в создании рубрики, страницы и пр.), смогут осуществить свое желание и представить на рынок массово-информационной продукции свои произведения, созданные в соответствии с их позициями, взглядами и убеждениями.

Более того, важно, чтобы все социальные силы и все социальные позиции, возникшие в обществе, реально вышли на «информационный рынок» со своими массово-информационными продуктами;

на рынке изданий и программ ситуация складывается так, что отдельный «потребитель» (каждый человек как личность и/или в рамках семьи, других общностей), выбрав один или несколько источников информации, доступных ему по ряду параметров, получит максимум «необходимой и достаточной» информации, что ведет к достижению информированности.

В результате система журналистики складывается таким образом, что оказываются занятыми практически все информационные «ниши» (по тематике, позициям, формам представления информации) и между различными органами журналистики возникают сложные отношения взаимодействия — от взаимодополнения до информационной борьбы.

В ходе и в результате этих взаимоотношений одни издания и программы возникают, другие преобразовываются, третьи ликвидируются. При этом в перспективе важно создание общественных СМИ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)