Бюджет продаж и бюджет производства

Система формирования сводного бюджета включает в себя ряд последовательных шагов. Отправной точкой для составления сводного бюджета является бюджет продаж. Сложность расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры, то есть на основе результатов маркетингового исследования, позволяющего оценить возможности сбыта.

Выручка от продаж является основной доходной частью бюджета компании и основой для определения производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции. Чтобы обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов составляется бюджет товарно-материальных запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики регулирования запасов: за счет оптимизации общего размера и структуры товарно-материальных ценностей; минимизации затрат по обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за движением запасов.

Выполняется последовательно ряд работ, основными из которых являются:

  • анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде;
  • определение целей формирования запасов;
  • оптимизация размера основных групп текущих запасов;
  • оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ), формируемых за счет оборотного капитала;
  • построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.

На основе анализа выявляется уровень обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде, оценивается эффективность их использования.

При анализе рассматриваются: динамики, удельный вес в объеме оборотного капитала запасов ТМЦ. Изучается структура запасов в разрезе видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. Определяется объем и структура текущих затрат на обслуживание запасов и оценивается эффективность их использования.

Вся совокупности ТМЦ разбивается на два основных вида: производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В каждом из них выделяются запасы текущего хранения – постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации.

Для расчета производственной программы необходимо скалькулировать целевую величину товарных остатков на конец отчетного периода,
чтобы расчетным путем вывести величину и структуру выпуска готовой продукции.

Определение целевой величины товарных остатков зависит от изменения величины складских запасов готовой продукции. Количество продукции, которую необходимо произвести, можно рассчитать с использованием следующей формулы:

Основой для составления сводного бюджета является бюджет продаж. Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.

Интересно
Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д. Как правило, это отдел маркетинга.  Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании. Расчет сводного бюджета начинается с определения производственной программы и уровня запасов готовой продукции. 

Выявляется уровень обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде для оценки эффективности их использования.

Запасы товарно-материальных ценностей, включаемые в состав оборотного капитала, могут создаваться в организации с разными целями:

  • для обеспечения текущей производственной деятельности;
  • для обеспечения текущей сбытовой деятельности;
  • для накопления сезонных запасов, обеспечивающих производственный процесс в предстоящем периоде.

Составление бюджета продаж – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Для надежности прогноза продаж используют комбинации экспертных и статистических методов:

Статистические методы – корреляционно – регрессивный, трендовый и другие виды анализа позволяют сделать прогноз на основе соответствующих тенденций развития, однако не позволяет предвидеть возможные качественные изменения; Метод экспертных оценок – функциональный метод, основанный на экспертных оценках: информация от руководителей отделов, экспертов поступает к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж.

Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц отгрузки, во второй и т. д.

В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.  Бюджет производства (производственная программа) должен соответствовать объему продаж (в физических единицах измерения продукции) и учитывать изменения запасов готовой продукции на планируемый период.

Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях). При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Необходимый объем выпуска продукции определяется как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода.

Интересно
Рекомендуемый порядок бюджетирования может содержать дополнительные шаги, связанные, например, с сезонными или конъюнктурными колебаниями спроса. Эти обстоятельства необходимо учесть и скорректировать значения бюджета продаж за соответствующие месяцы.
Для учета изменения запасов готовой продукции составляется бюджет запасов, который необходим не только для обеспечения ритмичности поставок, но и для более точного отражения запасов в расчетном (плановом) балансе.

Бюджет производства (производственная программа) и бюджет (план) продаж в количественном выражении не совпадают друг с другом. Они различаются между собой на величину запасов готовой продукции, планирование и использование которых необходимо для бесперебойного хода производственного процесса и процесса реализации (продаж) продукции.

После того как составлен бюджет продаж и бюджет запасов готовой продукции, начинается подготовка бюджета производства (производственной программы). Он составляется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства, соответствующего подразделения.

На основе бюджета производства определяются затем соответствующие затраты в стоимостных показателях. Основная цель бюджета продаж – обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения потребительского спроса и поддержания на экономически целесообразном уровне величины товарно-материальных запасов.

Решение о структуре производства продукции организация обосновывает прогнозируемым спросом (отраженным в бюджете продаж) и предлагаемым объемом запасов на конец планируемого периода (с учетом ожидаемого запаса). Полный бюджет производства определяется суммированием объема производства по каждому виду продукции в денежных единицах.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)