Боевые приёмы борьбы в образовательных организациях системы МВД России

Цель и задачи боевых приёмов борьбы. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.

На занятиях по боевым приемам борьбы решаются следующие задачи:

  • обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов;
  • обучение умелым действиям с использованием средств индивидуальной защиты, нападения, с применением наручников и использованием подручных средств в рукопашной схватке;
  • выработка выносливости, ловкости, быстроты, силы, решительности, ориентировки и инициативы в процессе ведения рукопашных схваток;
  • воспитание уверенности в своих силах, стремления сблизиться с противником и обезвредить его.

Раздел «Боевые приёмы борьбы» представляет собой часть дисциплины «Физическая подготовка» и изучает закономерности и особенности физического воспитания и совершенствования сотрудников в процессе занятий по физической подготовке. Содержание этого раздела опирается на главные закономерности принципов теории деятельности, разработанных отечественными специалистами рукопашного боя. В процессе обучения боевым приёмам борьбы используются научные и организационные положения, разработанные теорией и организацией физической подготовки.

В связи с тем, что структурной основой частью боевых приёмов борьбы являются единоборства, содержание этого раздела составляют приёмы, двигательные действия, понятия, методические рекомендации и тактические положения, взятые из спортивных единоборств (борьба, бокс, фехтование и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что содержательный компонент позволит создать правильную систему знаний раздела «Боевые приёмы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка». Понятия раздела «Боевые приёмы борьбы».

Боевые приёмы борьбы (БПБ) – это раздел служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел, который реализуется в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания правонарушителей, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. Эти приемы выявлены и обоснованы в процессе боевой практики с учетом анатомии тела человека и биомеханических его движений, являются средством обучения сотрудников органов внутренних дел в подготовке к ведению рукопашных схваток.

Удар – это резкое сильное, контактное действие производимое рукой, ногой или оружием. Отбив – движение, выполняемое конечностью (рукой, ногой) по оружию, конечности противника собственным оружием с целью отведения ударов в сторону от линии движения их к цели. Конвоирование – доставление противника в заданном направлении при угрозе оружием или с помощью болевого приема. Загиб – действие, когда конечность противника заводится назад (за спину, за голову). Замок – соединение рук с использованием пальцев или захватом кистью руки предплечья другой. Самостраховка – правильная группировка при падениях для предохранения тела от ушибов.

Под профессиональной прикладной подготовкой понимается подбор и применение таких средств, методов и форм физической подготовки, которые в наилучшей степени способствуют решению как общих, так и специальных задач для соответствующего рода деятельности. Страховка – помощь и поддержка обучающегося при его падениях в процессе обучения упражнению. Захват – контакт с противником с целью создать условия для проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку.

Передвижение – смена местонахождения спортсмена в пространстве с целью принятия удобного положения для ведения рукопашной схватки. Нырок – быстрый уход партнера для принятия изготовки к ответному действию. Изготовка к бою – удобное положение партнера по отношению к противнику, позволяющее осуществлять нападение или защиту. Стойка – вертикальное положение занимающегося, которое применяется как исходное положение перед выполнением приема. Дистанция – положение партнеров по отношению друг к другу, определяемое расстояние между ними; бывают дальними (кода контакт между партнерами достигается после совершения одного шага или скачка); средними (когда контакт с противником достигается за счет одного шага, выпада или скачка); ближними (когда контакт осуществляется без дополнительных действий).

Атака – действие стремительного нападения на противника в процессе единоборств. Атаки бывают простыми и сложными. Простые состоят из одного приема, которым возможно выведение из строя и уничтожение противника.

Сложные атаки включают в себя: первое атакующее действие, развитие атаки, завершение или выход из неё. Первым атакующим действием, при удачном его проведении, она может завершиться. Для развития атаки используются наиболее эффективные приемы, следующие один за другим и заканчивающиеся таким, который бы обеспечил победу над противником. При неудачной атаке предусматриваются действия, необходимые для выхода из неё (отход, уход) и дальнейшего продолжения рукопашной схватки. Разновидностями атак являются контратаки — вид встречных атак на противника, начавшего свою, сложную атаку. Они начинаются на первое движение противника с целью упредить его в атаке.

Следует рассмотреть стандартные ситуации, когда необходимо применение боевых приемов борьбы. В настоящее время преступники в основном вооружены пистолетом, ножом, гранатой, подручными средствами (шило, нунчаки, цепь и др.) В случае, когда вооруженный огнестрельным оружием преступник сталкивается с сотрудником органов внутренних дел, в содержание рукопашной схватки будут входить различные приёмы самозащиты при угрозе оружием (пистолетом).

В ситуации, когда оба противника не вооружены, основное содержание рукопашного боя будут составлять приемы без оружия: различные удары руками и ногами, защиты от ударов, освобождения от захватов и обхватов, броски, болевые приемы. В другом варианте один из противников может быть вооружен. В этом случае возникает задача обезоружить противника. Техническую сторону БПБ составляет система приемов и действий, используемых в соответствии с целями профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Классификация приемов и действий БПБ включает:

  • подготовительные приёмы;
  • приёмы нападения;
  • приёмы защиты;
  • специальные приёмы и действия.

К подготовительным приёмам относятся:

  • положения, стойки, изготовки к бою;
  • передвижения: шагом, скачком;
  • приёмы самостраховки: группировки, кувырки, падения.

К приёмам нападения относятся:

  • приёмы нападения с оружием (тычки, удары, уколы автоматом, удары палкой резиновой, удары ножом);
  • приёмы нападения без оружия (удары рукой, ногой, болевые и удушающие приёмы, броски).

К приёмам защиты относятся:

  • приёмы защиты с оружием (при уколе штыком, ударе стволом, ударе палкой); с использованием палки специальной; попыток обезоружить.
  • приёмы защиты без оружия: от удара рукой, ногой, головой; освобождения от захватов и обхватов.
  • обезоруживание: при угрозе автоматом, пистолетом, ножом, палкой;
  • способы оказания помощи.

К специальным приёмам и действиям относятся:

  • наружный досмотр;
  • связывание и надевание наручников;
  • сопровождение.

Оценка за проведение курсантами БПБ определяется качеством выполнения заданий. Содержание заданий зависит от пройденного материала учебной программы по физической подготовке. Например, «Силовое задержание преступника. Находясь сзади нарушителя, болевым приёмом задержать, обезоружить его и конвоировать в заданном направлении» – для курсантов 1го курса; «Силовое задержание преступника. Идущего навстречу нарушителя задержать любым способом, с дальнейшим надеванием на него наручников, провести наружный осмотр и конвоировать в нужном направлении» – для курсантов 3го курса. Задания для оценки курсантов составляются и включаются в экзаменационные билеты кафедрой физической подготовки и прикладных единоборств.

В экзаменационный билет входят 5 заданий из 5 различных задач, которые решаются с помощью БПБ:

  • задержание правонарушителя с угрозой применения табельного оружия или силовое, с последующим его сопровождением, включая надевание наручников наружный осмотр или связывание;
  • защита от нападения преступника, пытающегося нанести удар (предметом, ножом, ногой, рукой или головой), с последующим задержанием с угрозой применения табельного оружия или силовым задержанием;
  • освобождение от захвата или обхвата, выполняемого преступником, делающим попытку заблокировать действия сотрудника полиции, повалить его на землю, завладев при этом табельным оружием, спецсредствами с последующим силовым задержанием или задержанием с угрозой применения табельного оружия;
  • обезоруживание преступника, угрожающего оружием на близкой дистанции, с последующим его силовым задержанием или задержанием с угрозой применения табельного оружия;
  • оказание помощи другому сотруднику полиции или гражданину при нападении, угрозе ему применением оружия или задержание преступника во взаимодействии с напарником (силовое задержание или задержание с угрозой применения табельного оружия).

Содержание заданий, включённых в экзаменационный билет, проверяющий не зачитывает курсанту непосредственно в ходе сдачи зачётов (экзаменов). Право выбора конкретных приёмов, используемых для выполнения задания, предоставляются курсанту. Сдача боевых приемов борьбы осуществляется на партнере, не оказывающим сопротивления, который выполняет команды проверяемого, и прекращается по сигналу партнёра о завершении приема (голосом, хлопком по телу) или по команде проверяющего «отпустить захват». Задание считается выполненным, если выбранные курсантом приемы и действия соответствует содержанию задания, проведены согласно описанию, представленному в наставлении по организации физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, учебно-методической литературе, быстро, чётко и уверенно. Проверка и оценка по боевым приёмам борьбы.

Уровень владения БПБ курсантами, слушателями образовательных организаций оценивается по результату решения 5 задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, и определяется:

  • «отлично» – если решено 5 задач;
  • «хорошо» – если решены 4 задачи;
  • «удовлетворительно» – если решены 3 задачи;
  • «неудовлетворительно» – в остальных случаях.

Решение задачи, связанной с ограничением свободы передвижения ассистента, оценивается: «выполнено» и «не выполнено». «Выполнено» – если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата); подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента повиноваться угрозой применения оружия или условно применил его на поражение). «Не выполнено» – если сотрудник неэффективно защитился от атакующих действий, не подавил сопротивление, не ограничил свободу передвижения ассистента, медленно, неуверенно или не в соответствии с описанием выполнил боевой прием борьбы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)