Бизнес-планирование

Бизнес-план помимо обеспеченности ресурсами обосновывает возможное направление инновационного развития, определяемое рыночным спросом на результаты инновационной деятельности, которые одновременно являются ограничениями, обусловливающими возможный выбор направления осуществления инновационного процесса.

Таким образом, в бизнес-плане фирмы должны быть использованы два подхода — рыночный (маркетинговый) и системный ресурсно-потенциальный подход.

Такой подход к планированию позволяет учитывать колебания параметров окружающей среды (изменение потребительского спроса, экономической и политической ситуации, структуры рынка поставщиков и т.д.); циклы технологических и организационных нововведений.

Рыночный подход ориентирует предприятие на новую продукцию и новую технологию, а ресурсно-потенциальный подход — на возможно полное использование ресурсного потенциала и создание потока новых ресурсов. Бизнес-план должен объединять оба этих подхода.

На практике существуют различные методики разработки бизнес-плана. Планы различаются также по форме представления и расположения отдельных частей.

Однако в общем виде бизнес-сплан должен содержать следующие основные разделы:

  1. Обзорный раздел (резюме). Кратко описывает суть инновационного проекта. Резюме является сокращенной версией плана, своего рода «уведомление о намерениях». Резюме должно быть написано так, чтобы вызывать интерес у инвестора: раскрыта концепция, обоснована ожидаемая норма прибыли, применен особый стиль изложения. В этом разделе должны содержаться основные данные о предприятии, персонале, инновационной продукции, ситуации на рынке и в отрасли, финансовые результаты, потребность в продукции и услугах, предлагаемые условия получения инвестиций, ожидаемые доходы, рентабельность, срок окупаемости.
  2. Описание предприятия. История, текущее состояние, цели развития, организационная структура, учредители, персонал, результативность предприятия (в первую очередь в инновационной сфере), место на рынке, основные клиенты и паритеты.
  3. Описание инновационной технологии, новой продукции или услуг. Характеристика продукции и ее преимуществ по сравнению с продукцией конкурентов.
  4. Анализ рынка и стратегия маркетинга. Характеристика рынка и возможности, которыми этот рынок располагает, характеристика потребителей продукции, уровень конкурентоспособности, механизмы продвижения.
  5. Производственный план. Характеристика производственного процесса, требования к квалификации и наличие трудовых ресурсов, потребность в помещениях, оборудовании, материалах, сырье и поставщиках ресурсов.
  6. Организационный план. В нем дается характеристика организационной структуры предприятия и его управленческий состав. Раскрывается механизм взаимодействия персонала для достижения поставленных целей. Отражается опыт реализации инновационных проектов.
  7. Финансовый план. Представлен финансовыми документами с комментариями за предыдущий период (копия баланса предприятия), прогнозами финансовых результатов (план денежных потоков) и показателями эффективности проекта и оценкой рисков.

Процедуру принятия решения о реализации проекта, создании бизнес-структуры или развития ее деятельности следует начинать с анализа и оценки бизнес-плана.

К основным процедурам обоснования эффективности деятельности фирмы относятся:

  • определение эффекта путем сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат на основе прогнозирования денежных потоков, изменяющихся на протяжении заданного расчетного периода времени;
  • приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к оценке на момент начала осуществления проекта;
  • учет влияния инфляции, конъюнктуры рынка, финансового состояния и имиджа предприятия-инвестора;
  • учет факторов неопределенности и риска, связанных с реализацией проекта;
  • оценка эффективности инвестиций с учетом сопутствующих позитивных результатов и негативных последствий в смежных сферах экономики, включая социальную и экологическую;
  • определение ключевых показателей реализации инновации для его инициаторов, инвесторов и государственного бюджета.

При обосновании эффективности инновационных проектов не следует ориентироваться на какой-либо один универсальный показатель.

Интересно
Для того чтобы определить абсолютную величину достигаемого экономического результата, следует учитывать скорость возврата вложенных средств, уровень отдачи на единицу авансированного капитала, а также такие ключевые показатели, как интегральный экономический эффект, срок окупаемости и внутреннюю норму прибыли.

Система оценочных показателей, представленная в табл. 5.1, может применяться как для оценки эффективности хозяйственной, так и для оценки инновационной предпринимательской деятельности.

При принятии окончательного решения о целесообразности инвестирования, помимо системы ключевых оценочных показателей, учитываются также такие факторы, как общественная значимость и приоритетность проекта, степень его соответствия стратегии развития фирмы, рыночный потенциал производимого продукта, риск, экологическая безопасность и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)