Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь, утвержденном приказом Министра образования и науки Республики Беларусь от 7 декабря 1995 г. № 456 в редакции этого постановления 30 ноября 2000 г.

Аттестация является обязательной процедурой и направлена на стимулирование роста профессионального мастерства, повышение научно-теоретического уровня и развитие творческой инициативы работников образования, повышение их престижа и авторитета.

В процессе аттестации определяется уровень квалификации педагогических работников, результаты трудовой деятельности, профессионально-личностные качества. По итогам аттестации принимается решение о присвоении, подтверждении или снижении квалификационных категорий.

Результаты аттестации являются основой для дифференциации оплаты труда педагогических кадров.

Интересно
Принципами аттестации педагогических работников выступают: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок. В процессе аттестации важно поддерживать объективные, корректные и гуманные отношения к педагогическим работникам.

Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования, в котором для этой цели создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования.

К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям и двухлетний стаж работы на должности, по которой они аттестуются. Для первой и высшей квалификационных категорий – стаж работы в полученной ранее категории не менее трех лет.

Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую ступень магистра, допускаются к аттестации на иную квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности один год.

Присвоение квалификационных категорий – второй, первой и высшей – осуществляется последовательно. Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и квалификационного собеседования.

Экзамен проводится до собеседования в соответствии с Положением о квалификационном экзамене.

В должностные обязанности учителя общеобразовательного учреждения включаются следующие направления деятельности:

  • осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
  • использовать разнообразные педагогические формы, методы, приемы и средства обучения;
  • реализовывать образовательные программы;
  • обеспечивать общеобразовательный уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • осуществлять воспитательную и внеклассную работу по предмету;
  • соблюдать права и свободы учащихся;
  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
  • участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • осуществлять связь с родителями;
  • соблюдать правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Учитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих должен знать: нормативные правовые акты и другие документы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся; содержание, принципы организации обучения по предмету; программы, учебники, учебные пособия; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого.

С учетом анализа педагогической деятельности проводится аттестационное собеседование, в процессе которого сопоставляются экспертные мнения администрации, членов комиссии и самого педагогического работника, делаются выводы об эффективности и результатах педагогического труда, морально-личностных качествах, обсуждаются пути самообразования и самосовершенствования, перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

После собеседования принимается одно из трех решений: присвоить (не присвоить) искомую квалификационную категорию; подтвердить квалификационную категорию; снизить квалификационную категорию.

Целью проведения квалификационного экзамена является определение уровня научно-теоретической и методической подготовки, установления соответствия профессиональных характеристик педагогических работников, требованиям, которые предъявляются к специалистам высшей категории, независимая экспертная оценка их способности творчески и качественно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Экзаменационные группы формируются по 10-15 человек, однако допускается и индивидуальный прием квалификационного экзамена. По результатам экзамена на заседании экзаменационной комиссии решением большинства ее членов выставляется оценка «сдал» («не сдал») квалификационный экзамен на соответствие высшей категории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)