Алгоритм работы с опорными сигналами

Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов или обычное объяснение учителя у доски (с мелом, наглядностью, ТС О).

Повторное краткое объяснение учителя по красочному плакату – опорному конспекту. Сжатое объяснение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Фронтальное закрепление учебного материала по блокам конспекта, организуемое учителем и воспроизведение опорного конспекта в тетрадях учащимися. В.Ф. Шаталов назвал этот этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

Самостоятельная работа учащихся дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта; запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке или первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта (урок – контроль конспекта).

Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: все учащиеся воспроизводят опорный конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления, одновременно идет «тихий» и «магнитофонный» опрос.

Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» – не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Успех обучения во многом зависит от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к тому, что хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется.

Интересно
Формами контроля в данной технологии выступают письменный Контроль по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, «тихий» опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Каждая оценка, полученная учениками, заносится на открытый для обозрения лист группового учета знаний. Каждый учащийся имеет право исправить полученную отметку на более высокую, В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть стимулом для учебной деятельности и вызывать положительную реакцию.

Причина успехов опорных конспектов В.Ф. Шаталова может быть найдена и в том, что они решали одну из самых сложных проблем массового обучения – проблему проверки домашнего задания у каждого ученика на каждом уроке. Одного взгляда учителя на опорный сигнал было достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика.

Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Работа в атмосфере успеха всегда приносит позитивные результаты обучения.

Технология В.Ф. Шаталова реализуется в соответствии со специальной организацией мнемической деятельности учащихся, которая и обеспечивает прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с решаемой учебной задачей.

В.Ф. Шаталовым разработан своеобразный путь реализации принципа формирования мнемической деятельности как основы развивающего обучения (З.И. Калмыкова). Его система обучения направлена на прочное усвоение и оперативное применение знаний.

В.Ф. Шаталов не просто провозгласил, что от веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания, но и всей своей практической деятельностью доказал данный постулат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)