Ассоциация Российских банков

5 апреля 2005 года в Москве прошел ХVI съезд Ассоциации российских банков. Его участники на этот раз не увидели в президиуме ни премьер-министра страны, ни глав Совета федерации и Государственной Думы. Впрочем, на съезде присутствовали, по крайней мере, главы крупнейших банков, вице-премьер А.Д.Жуков и руководители Центрального банка: С.М.Игнатьев и А.А.Козлов.

Главная тема съезда — конкурентоспособность национальной банковской системы. Тема была выбрана не случайно: в перспективе вступления России в ВТО, запланированного российским Правительством в течение ближайших 2-х лет, конкурентоспособность для отечественных банков — государственных и частных — становилась самым больным вопросом.

Президент АРБ Г.А.Тосунян в своем докладе отметил, что в настоящий момент “банковская система укрепилась, но расслабляться еще рано”. По его словам “как по абсолютным, так и по относительным показателям банковской системы, Россия по-прежнему отстает от развитых стран”. “Между тем, — напомнил докладчик, — банковская система является финансовой основой экономики.

От степени ее развитости зависят экономическая мощь и безопасность России, ее государственный суверенитет”. По мнению президента АРБ Г.А.Тосуняна, на первом месте в стратегии повышения конкурентоспособности российских банков должно стоять обеспечение их долгосрочными ресурсами. А для этого, по его словам, требуется радикально “изменить политику в отношении уровня монетизации экономики”, а также “сделать страховые и пенсионные средства доступным резервом долгосрочной ресурсной базы банков”. “Сократив бессмысленные затраты банков, мы снизим себестоимость банковских услуг и обеспечим доступные кредитные ставки для участников рынка.

А снизив кредитные ставки, мы добьемся роста производства, снижения его себестоимости, а значит, и снижения уровня инфляции”, — заявил он. Затронул докладчик и больную для банковского сообщества тему: “До сих пор под видом банковской лицензии находятся организации, занимающиеся отмывочной деятельностью. Надо очистить банковскую систему от финансовых бомжей”. В этот момент у некоторых участников съезда случилось дежавю. С теми же словами к участникам съезда в 1999 году обратился премьер-министр Е.М.Примаков: “Банковская система должна быть в кратчайшие сроки очищена от банков-инвалидов, банков-мертвецов и финансовых бомжей”.

Предложенная АРБ “Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ” включала следующие взаимосвязанные задачи:

  • Увеличение капитализации банков и повышение рентабельности банковской деятельности.
  • Расширение объема долгосрочных ресурсов.
  • Усиление юридической защиты прав кредиторов.
  • Укрепление стабильности банковской системы, расширение рефинансирования.
  • Снижение затрат банков и себестоимости банковских услуг.

В прениях по докладу Г.А.Тосуняна выступили президент Сбербанка А.И.Казьмин и президент Внешторгбанка А.Л.Костин. Главная тема их выступлений — как присоединение России к ВТО отразится на российской банковской системе. А.И.Казьмин рассказал о рисках, которые ожидают банковскую систему в 2007 году. По его словам, именно тогда будут сняты окончательные ограничения по валютным операциям, которые совпадут с предполагаемой датой вступления России в ВТО.

По его мнению, государственная политика должна быть направлена на то, чтобы в “условиях финансовой либерализации российская банковская система не исчезла бы под натиском западного капитала”. Одной из основных проблем российской банковской системы А.И.Казьмин назвал слабость капитальной базы. Доля кредитов в совокупном объеме активов банков, уже превышает 60 %. Для изменения данной ситуации необходимо увеличить капитализацию банков.

Он отметил, что хотя рентабельность банковского сектора выше рентабельности банковских систем многих стран Восточной Европы, она недостаточна для российского бизнеса. Также, по словам Казьмина, много вопросов вызывает предложение установить уровень достаточности капитала банков в размере 10 % и чуть меньше. Принятие этой меры, по его словам, приведет к снижению объема активных операций.

А.И.Казьмина поддержал президент Внешторгбанка А.Л.Костин: “Обольщаться не стоит, мы все больше будем чувствовать конкуренцию со стороны иностранных банков”. По его мнению, “сейчас на Западе неправильно трактуют процессы, происходящие в нашей стране. Думаю, это не случайно. Есть идеологическая прослойка, которая формирует негативное отношение к России в плане того, что ухудшается инвестиционный климат, ухудшаются условия для деятельности иностранного капитала. Нужно подумать, как работать с контрагентами, чтоб доказать, что мы белые и пушистые”.

Председатель Центробанка С.М.Игнатьев по поводу последствий присоединения России к ВТО был более оптимистичен. “Я считаю, что риски, связанные с либерализацией, сильно преувеличены в проекте стратегии, предложенном съезду”, — сказал Игнатьев. — “По мере дальнейшей либерализации валютного регулирования конкуренция в банковском секторе будет более жесткой.

Интересно
Однако у Центробанка достаточно полномочий для того, чтобы в случае необходимости защитить банковскую систему от неконтролируемого потока западного спекулятивного капитала”. Далее он переключился на другую тему: “Мы провели вместе с Госкомстатом исследование, и выяснили, что в некоторых банках в прошлом году среднемесячная зарплата в банках была меньше 4 тыс. рублей в месяц. Боюсь, что в каких-то случаях кто-то экономит на налогах”.

При этом Игнатьев отметил, что в числе наиболее “экономных” замечены московские банки, правда, крупных среди них нет. После чего глава ЦБ предупредил банкиров о том, что “банки, использующие средства минимизации налогов, несут дополнительные риски для своих вкладчиков и кредиторов” поскольку налоговые органы “могут проверить и предъявить претензии”.

Напоминание о налоговиках направило дискуссию в неожиданное русло. Забыв о внешних врагах, которые придут на российский финансовый рынок под прикрытием ВТО, банкиры обрушились на врагов внутренних — правоохранительные и налоговые органы, которые своей деятельностью поставили под угрозу сам институт банковской тайны.

“Мы с вами нанимались внештатными сотрудниками к налоговикам?” — задорно вопрошала с трибуны вице-президент Банковской ассоциации Татарстана Венера Иванова. — Нет! Тогда давайте введем плату за запрос. Предлагаю начать с 1 тыс. руб. Хотя бы заработаем!” “Нужна постраничная оплата, — развил тему Г.А. Тосунян. — Даже если плата будет одна копейка — аппетиты сдержит”.

“О какой банковской тайне мы говорим, если в главном банке страны была недавно похищена информация о вкладах?” — недоумевал В.М.Резник, председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Депутат сообщил, что Дума собирается направить в Генпрокуратуру обращение “о возбуждении дела по факту хищения базы данных с банковскими проводками расчетно-кассового центра ЦБ за период с апреля 2003 года по октябрь 2004 года”. Появление этой базы в виде комплекта СD в феврале 2005 года на черном рынке наделало много шума и свидетельствовало о плохой защите конфиденциальной финансовой информации в главном банке страны.

Резник также сообщил о готовящихся в Думе поправках в законы о Центральном банке и о банках и банковской деятельности, в соответствии с которыми функции надзора будут переданы от Центрального банка специальному органу при Правительстве РФ. Идею разграничения функций надзора и финансового регулирования в деятельности Центробанка поддержал председатель совета директоров ОАО “Агрохимбанк” В.А.Гамза, По его мнению, виновником банковского кризиса летом 2004 года был, прежде всего, сам Центробанк, который слишком увлекся накоплением валютных резервов.

“Начиная с 2000 года, соотношение между остатками на счетах кредитных организаций и золотовалютным резервом России сокращалось. ЦБ постоянно повышал требования к банкам по величине остатков средств на счетах, хотя их и без того хватало для проведения операций.

За 2 года это соотношение сократилось с 15 % до 8 % и, когда грянул июльский кризис, банкам было просто нечем кредитовать и, соответственно, не из чего отдавать долги по депозитам”, — резюмировал банкир.

Вице-премьер А.Д.Жуков в своем выступлении сообщил о том, что 4 апреля Правительство и Центральный банк подписали Заявление о “Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”. Он заверил участников съезда в том, что большинство предложений банковского сообщества в этом документе были учтены и высказал смелое предположение.

“По нашим совместным с Банком России оценкам, реализация комплекса действий, предусмотренных в Стратегии, позволит к 2010 году увеличить экономическую долю банков в ВВП с нынешних 42 до 56–60 %”. Жуков также пообещал, что в ближайшее время банки будут освобождены от надзора за кассовой дисциплиной, а государственное участие в капитале банков будет сокращаться: “Предполагается ускорить процедуру выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей кредитных организаций и в то же время усилить роль представителей государства в управлении тех банков, госучастие в которых будет сохранено”. Он подтвердил, что с 1 января 2007 года минимальный размер уставного капитала банки будут обязаны соблюдать на уровне 5 млн. евро, хотя эта мера, по его словам, будет внедряться с “дедушкиной оговоркой”.

Заявление Правительства РФ N 983п-П13 и Банка России N 01–01/1617 от 05.04.2005 г. “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года” было опубликовано в СМИ 6 апреля 2005 года. В нем говорилось о том, что стратегия развития банковского сектора, принятая в декабре 2001 года, способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы.

Интересно
Однако ускорение темпов экономического роста потребовали от Правительства и Центробанка выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития экономики, повышения конкурентоспособности кредитных организаций, укрепление доверия вкладчиков. В новой стратегии предусматривалось завершение перехода на МСФО, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг, создание условий для невозможности использования банков для финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем.

Правительство и Центробанк приветствовали приток в страну иностранного капитала: “Иностранный капитал привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию банковского дела”.

В целях повышения доверия иностранных партнеров к российскому банковскому сектору предполагалось “улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики, создать условия для снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли”. Признавалась необходимость совершенствования банковского надзора — путем смещения акцента с проверки правильности совершения банковских операций на оценку рисков, возникающих в результате их совершения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)