Агония союзного центра

На рубеже 1990–1991 гг. не было в стране вопроса более спорного и более актуального, чем экономическая программа “Мандат доверия на 500 дней” (основные положения опубликованы 20 июля 1990 года). Одни говорили, что ее легче начать, чем выполнить. Другие, наоборот: выполнить легче, чем начать. Но даже ультралиберальные экономисты на Западе склонялись к мнению о том, что в СССР, невзирая на “парад суверенитетов”, должны сохраниться единая валюта, единая налоговая и бюджетная система, не должно быть никаких ограничений на свободную торговлю.

Например, известный финансист-миллиардер Джордж Сорос (председатель совета директоров Sоrоs Fund Маnаgеmеnt), организовавший 24–30 сентября 1990 года в США семинар группы специалистов, разрабатывавших программу Шаталина-Явлинского “500 дней” с ведущими американскими экономистами, полагал, что реформированная на рыночных принципах советская экономика еще могла бы успешно развиваться без, скажем, Эстонии.

Но если существующее пространство денежно-кредитной системы покинут Украина и Белоруссия, программа рыночных преобразований провалится и в России (по причине известных структурных диспропорций в ее экономике: гипертрофия тяжелой промышленности и ВПК, убыточный аграрный сектор и проч.).

24 сентября 1990 года Верховный Совет СССР принял постановление “О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественной жизни”, объявленное затем законом. Согласно этому закону, Президенту СССР М.С.Горбачеву на ближайшие полтора года — 547 дней — были предоставлены экстраординарные полномочия в области законодательства.

Он получил право издавать указы нормативного характера по вопросам отношений собственности, бюджетно-финансовым, укрепления правопорядка и т. д. Собравшиеся в этот день на митинге у Спасских ворот Кремля несознательные граждане в знак протеста дружно скандировали: “Полномочий нахватал, а в стране сплошной развал!”.

Как следует из объяснительного письма Г.А.Явлинского к депутатам Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1990 года, выполнение программы “Переход к рынку” к тому времени было уже невозможно, точнее говоря, “как курс, магистраль перехода на рынок”, программа “500 дней” могла бы действовать. “Но вход в рынок, — по его мнению, — будет не через стабилизацию, а через усиливающуюся инфляцию”.

Причина — “инерция разлагающих экономику дезинтегрирующих процессов”, которые “накапливаются, умножаются и ведут к качественному ухудшению ситуации”.

Одним из первых нормативных актов, который Президент М.С.Горбачев подписал в рамках новых полномочий, стал Указ “О повышении заинтересованности граждан в хранении сбережений в учреждениях Сберегательного банка СССР” от 25 октября 1990 года. На основании данного Указа Минфину СССР, Госбанку СССР и Сбербанку СССР следовало принять решение об увеличении с 3 до 5 % годовых по вкладам на срок от 1 до 3 лет. Тем же Указом Госбанку СССР было поручено разработать и ввести новые ставки по кредитам и депозитам для предприятий и организаций.

Госбанк РСФСР, не дожидаясь принятия Верховным Советом СССР закона о банковской деятельности, объявил недействительными ранее зарегистрированные уставы существующих на территории России коммерческих банков и потребовал провести их перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. 

Наиболее похожим установленному Верховным Советом СССР порядку организации деятельности Государственного банка СССР является Федеральная резервная система США (ФРС США), состоящая из Федерального резервного управле-ния в Вашингтоне и 12 региональных Федеральных резервных банков. Если вы внимательно рассмотрите любую долла-ровую купюру, то увидите на ней название выпустившего ее регионального банка ФРС.

Интересно
Каждый Федеральный Резервный банк — отдельная корпорация, принадлежащая коммерческим банкам в ее регионе. Административно ФРС независима от исполнительных и законодательных органов власти федерального центра и штатов. Владеющие долями в акционерном капитале Федерального Резервного Банка коммерческие банки выбирают две трети из девяти членов совета директоров. Остальные три директора назначаются Федеральным резервным управлением.

Федеральное резервное управление регулирует Федеральные Резервные Банки, но прямое наблюдение и управление каждого Банка осуществляется его советом директоров.

ФРС также является и финансово независимой структурой, так как всегда имеет положительное сальдо в своих операциях. Практически все заработанное (около 95 %), за исключением средств, необходимых для покрытия своих расходов, Федеральная Резервная Система перечисляет Министерству Финансов США\US Тrеаsurу (в 2003 году эти перечисления, например, составили около $22 млрд.).

Раз в полгода ФРС представляет отчет о своей деятельности обеим палатам Конгресса — эти отчеты оказывают колоссальное влияние на бизнес, поскольку ФРС владеет ситуацией лучше практически всех иных организаций, проводящих экономические исследования.

В ст.5. закона СССР “О Государственном банке СССР” перечисляются функции Госбанка СССР и центральных банков союзных республик, которые почти один к одному повторяют функции американской ФРС:

  • “а) осуществляют эмиссию денег и организуют их обращение;
  • Б) являются кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
  • В) организуют расчеты между банками;
  • Г) обслуживают государственный долг СССР и республик;
  • Д) проводят операции на рынке ценных бумаг, с союзным бюджетом и бюджетами республик по продаже и покупке иностранной валюты на свободном рынке, предусмотренные настоящим Законом для Госбанка СССР и центральных банков республик;
  • Е) выдают коммерческим банкам лицензии на совершение банковских операций и операций в иностранной валюте;
  • Ж) осуществляют контроль над деятельностью коммерческих банков”.

11 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление N1830-1 “О введении в действие закона СССР о Государственном банке СССР и закона СССР о банках и банковской деятельности”, в котором содержалось требование к верховным советам союзных республик о приведении банковского законодательства в соответствие с общесоюзными нормами.

В данном постановлении также указывалось, что “Сбербанк СССР остается в собственности Союза ССР”. Передачу учреждений Сбербанка СССР в собственность республик и образование на их основе сберегательных банков республик, независимых от Сбербанка СССР, предлагалось производить при условии принятия республиками части государственного внутреннего долга, образовавшегося “за счет средств населения во вкладах на соответствующей территории.

В соответствии постановлением предусматривалась передача до конца 1991 года с баланса Министерства финансов СССР на баланс Госбанка СССР золотого запаса, необходимого для создания стабилизационного монетарного фонда государства, и валютных резервов.

14 декабря 1990 г. законы “О Национальном банке Республики Беларусь” и “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь” принял Верховный Совет Белорусской ССР. Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки объявлялись собственностью Белорусской ССР.

Национальный банк Белорусской ССР получил статус независимого от исполнительной власти финансово-кредитного учреждения, образующего первый уровень банковской системы республики и пользующегося монопольным правом эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.

Интересно
Закон Украинской ССР “О банках и банковской деятельности” был прият Верховным Советом Украинской ССР 20 марта 1991 г. В соответствии с этим законом и постановлением о порядке введения его в действие все украинские республиканские специализированные банки, включая Сбербанк и Внешэкономбанк, вместе с их активами и пассивами объявлялись собственностью Украины. Независимому от исполнительной власти Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию денег на территории Украины.

С принятием вышеуказанных законов Украина и Белоруссия сделали первый реальный шаг к своей государственной независимости и суверенитету, которые были бы невозможны, выражаясь по-украински, без “національного банку та банків різних видів і форм власності”. Теперь перед союзным центром стояла нелегкая задача объединить банковские системы суверенных республик на основе одинаково полезных для их экономического процветания единых принципов денежно-кредитной политики.

В программе “500” дней на этот счет предусматривалось создание банковского союза, идея которого по всей вероятности должна была красной нитью вплестись в статьи и параграфы нового Союзного договора. Союзному центру следовало в духе Людвига Эрхарда выступить с заявлением о признании “неправильным и нецелесообразным вызывать снова к жизни стародавние представления прежнего порядка распределения доходов”, а республикам принять покаяние и готовиться к либерализации цен.

Вместо этого между союзным центром и республиками начался раздрай, который привел к утрате доверия к “перестройке” финансовых кругов Запада, к утрате доверия к союзному центру со стороны еще не разделенного государственными границами населения СССР.

После известных событий у вильнюсского телецентра 8 января 1991 года Запад предупредил Москву: если подобное повторится, то вслед за осуждением последуют и конкретные шаги по свертыванию сотрудничества.
На завершившейся 21 января 1991 года в Вашингтоне встрече министров финансов стран “большой семерки” было принято решение временно, до окончательного выяснения “нового” курса правительства СССР, отложить оказание экономической помощи СССР. 22 января об аналогичном решении объявил Европейский парламент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)