Администраторская функция

В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Современные специалисты рекомендуют управлять людьми в позитивном ключе.

Это не значит, что наказания как вид управленческого воздействия вовсе отомрут, однако действенность негативных стимулов в управленческой практике ставится под сомнение, так как они:

  • конфликтогенны;
  • снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;
  • порождают страх совершения ошибок;
  • не способствуют устойчивому росту производительности;
  • плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не работать на результат, достигать цели.

Положительные подкрепления действуют эффективнее, чем отрицательные. Они много лучше обучают подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно мотивируют их на производительный труд.

Применение столь привлекательных мер управленческого воздействия, как поощрение, вознаграждение, требует соблюдения определенных правил:

  • вознаграждение должно быть конкретным и предсказуемым;
  • вознаграждение должно быть безотлагательным;
  • вознаграждение должно быть достижимым;
  • вознаграждение должно быть значимым, но малые награды иногда оказываются эффективнее больших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям. Существуют и другие ошибки атрибуции, связанные с переоценкой личностных факторов и недооценкой ситуационных.

Скажем, ошибка «ложного согласия», в случае которой нормальной признается такая оценка или интерпретация события, которая совпадает с мнением руководства.

Даже при полном единодушии в коллективе руководителю иногда стоит задуматься, а нет ли здесь подвоха, не вдохновляются ли подчиненные, демонстрируя полное согласие, мотивами, далекими от деловых? Очень неприятны также и ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения, когда в некоторых ролях легче проявить позитивные качества, а интерпретация событий привязывается именно к ним.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)