Здравоохранение

Здравоохранение (раздел XIV “Здравоохранение” части третьей ДФЕС). Компетенция ЕС предпринимать специальные меры в области здравоохранения появилась в соответствии с ДЕС и была несколько увеличена Лиссабонским договором.

Аналогично образованию, профессиональному обучению, молодежи и спорту, а также культуре здравоохранение отнесено к категории вспомогательной компетенции ЕС (ст. 6 ДФЕС).

В связи с этим в разделе “Здравоохранение” (ст. 168 ДФЕС) специально оговаривается, что Союз посредством своих мероприятий только “дополняет” политику и деятельность, проводимую государствами-членами, “поощряет” сотрудничество государств- членов.

Мероприятия ЕС должны осуществляться “при соблюдении ответственности государств-членов за определение своей собственной политики здравоохранения, а также за организацию и предоставление служб здравоохранения и медицинской помощи”.

С целью координации национальной политики здравоохранения Европейская комиссия вправе предпринимать любые инициативы, в частности, “инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок”.

Результатом инициатив Комиссии способны выступать юридически обязательные законодательные акты ЕС, принимаемые Европейским парламентом и Советом.

Эти законодательные акты могут вводить:

  • поощрительные меры, направленные на охрану и улучшение здоровья людей, в частности, на борьбу с крупными бедствиями трансграничного характера;
  • меры по наблюдению за серьезными трансграничными угрозами здоровью, по раннему предупреждению об их появлении и по борьбе с ними;
  • меры с целью защиты общественного здоровья от табака и злоупотребления алкоголем.

Поскольку здравоохранение относится к вспомогательной компетенции ЕС, указанные меры не могут проводить “гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов”. Тем не менее в порядке исключения некоторые вопросы здравоохранения отнесены к категории совместной компетенции ЕС, в рамках которой Союз может устанавливать единообразные правила поведения участников общественных отношений, обязательные па всей его территории (проводить гармонизацию законодательств государств-членов).

В соответствии с § 3 ст. 168 ДФЕС в совместную компетенцию включено принятие следующих мер по решению общих проблем безопасности в сфере здравоохранения:

  • меры, закрепляющие высокие стандарты качества и безопасности органов и материалов человеческого происхождения, крови и продуктов крови (государства-члены сохраняют право повышать эти стандарты в своем национальном законодательстве);
  • меры в ветеринарной и фитосанитарной сферах, непосредственной целью которых служит защита общественного здоровья;
  • меры, закрепляющие высокие стандарты качества и безопасности медикаментов и медицинского оборудования.

Специальными полномочиями в области здравоохранения институты Союза также наделены применительно к санитарной защите от радиации, порождаемой источниками ядерной энергии. Соответствующие нормативные акты принимаются Советом ЕС по предложению Европейской комиссии в рамках Евратома па основании положений Договора о Евратоме (гл. 4 “Санитарная защита” раздела II “Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии”), например, Директива 96/29/Евратом Совета от 13 мая 1996 г. об установлении основополагающих нормативов в отношении санитарной защиты населения и работников от опасностей, порождаемых ионизирующим излучением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)