Здравоохранение
Здравоохранение (раздел XIV “Здравоохранение” части третьей ДФЕС). Компетенция ЕС предпринимать специальные меры в области здравоохранения появилась в соответствии с ДЕС и была несколько увеличена Лиссабонским договором.
Аналогично образованию, профессиональному обучению, молодежи и спорту, а также культуре здравоохранение отнесено к категории вспомогательной компетенции ЕС (ст. 6 ДФЕС).
Мероприятия ЕС должны осуществляться “при соблюдении ответственности государств-членов за определение своей собственной политики здравоохранения, а также за организацию и предоставление служб здравоохранения и медицинской помощи”.
С целью координации национальной политики здравоохранения Европейская комиссия вправе предпринимать любые инициативы, в частности, “инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок”.
Результатом инициатив Комиссии способны выступать юридически обязательные законодательные акты ЕС, принимаемые Европейским парламентом и Советом.
Эти законодательные акты могут вводить:
- поощрительные меры, направленные на охрану и улучшение здоровья людей, в частности, на борьбу с крупными бедствиями трансграничного характера;
- меры по наблюдению за серьезными трансграничными угрозами здоровью, по раннему предупреждению об их появлении и по борьбе с ними;
- меры с целью защиты общественного здоровья от табака и злоупотребления алкоголем.
Поскольку здравоохранение относится к вспомогательной компетенции ЕС, указанные меры не могут проводить “гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов”. Тем не менее в порядке исключения некоторые вопросы здравоохранения отнесены к категории совместной компетенции ЕС, в рамках которой Союз может устанавливать единообразные правила поведения участников общественных отношений, обязательные па всей его территории (проводить гармонизацию законодательств государств-членов).
В соответствии с § 3 ст. 168 ДФЕС в совместную компетенцию включено принятие следующих мер по решению общих проблем безопасности в сфере здравоохранения:
- меры, закрепляющие высокие стандарты качества и безопасности органов и материалов человеческого происхождения, крови и продуктов крови (государства-члены сохраняют право повышать эти стандарты в своем национальном законодательстве);
- меры в ветеринарной и фитосанитарной сферах, непосредственной целью которых служит защита общественного здоровья;
- меры, закрепляющие высокие стандарты качества и безопасности медикаментов и медицинского оборудования.
Специальными полномочиями в области здравоохранения институты Союза также наделены применительно к санитарной защите от радиации, порождаемой источниками ядерной энергии. Соответствующие нормативные акты принимаются Советом ЕС по предложению Европейской комиссии в рамках Евратома па основании положений Договора о Евратоме (гл. 4 “Санитарная защита” раздела II “Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии”), например, Директива 96/29/Евратом Совета от 13 мая 1996 г. об установлении основополагающих нормативов в отношении санитарной защиты населения и работников от опасностей, порождаемых ионизирующим излучением.
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу