Затратные методы ценообразования

В зависимости от конкретных условий на рынке и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар.

К ним относятся:

  • затратные методы;
  • рыночные методы;
  • эконометрические методы.

Затратные методы формирования цены являются наиболее распространенными.

Они включают:

  • «издержки плюс прибыль»;
  • метод целевого ценообразования;
  • метод стоимости изготовления товара.

В зарубежной практике ценообразования метод «издержки плюс прибыль» подразделяется на три метода.

К ним относится:

  • метод полных издержек;
  • метод прямых затрат;
  • метод предельных издержек.

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных затрат – переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки – и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Главное преимущество данного метода – его простота и удобство расчета цены. Кроме этого, метод обеспечивает покрытие всех затрат предприятия и получение запланированной прибыли.

Однако он имеет два серьёзных недостатка:

  • при установлении цены не принимается во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке. При этом возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе;
  • любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

Кроме этого, при использовании данного метода снижаются конкурентные стимулы к уменьшению издержек внутри предприятия, т. к. чем больше издержки, тем выше цена товара.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, имеющим гарантированный сбыт (например, продажа хлеба), а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным издержкам определенной надбавки – прибыли.

При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название добавленной, или маржинальной, прибыли.

Расчет цен на основе метода предельных издержек также основан на себестоимости, но является более сложным, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том
случае, если гарантированный объем продаж по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

Здесь используется аргумент предельного ценообразования, который состоит в следующем: как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить себе снизить цену; нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя.

Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль, особенно если более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар (услугу).

К методам ценообразования на основе издержек производства также относится метод целевого ценообразования. Это метод основан на использовании системы учета прямых затрат, именуемой за рубежом «директ-костинг». Его использование на практике связано с делением затрат на постоянные и переменные и необходимостью их расчета в связи с переходом на международную систему финансовой отчетности на предприятиях.

Этот метод еще называют методом расчета цены на основе анализа безубыточности фирмы и обеспечения целевой прибыли.

Используя этот метод, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты такие объемы продаж, которые позволят возместить валовые издержки и получить целевую прибыль.

Данный объем продаж (Q, в физ. ед.) определяется по формуле:

где Rпл. – плановая ( целевая) сумма прибыли; Zс – постоянные расходы на весь объем производства продукции; Ц – цена единицы изделия; Zy – переменные расходы в расчете на единицу продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)