Цены на социальные услуги
Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения.
В целом услуги имеют характерные черты, которые отличают их от товаров:
- неспособность к хранению (невозможно накапливать и перевозить);
- неосязаемость (нематериальный характер), неотделимость от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный характер потребления);
- неразрывность производства и потребления услуги;
- нестабильность качества, при оценке которого надо
- учитывать не только результат, но и процесс оказания услуги.
Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии.
Это может проявляться по-разному. Так, в небольших населенных пунктах объем предложения ряда услуг коммунального хозяйства вследствие спросовых ограничений меньше технически эффективного, что обусловливает более высокий уровень затрат и цен на эти услуги, чем в крупных городах.
В сфере услуг в настоящее время выделяются:
- сектор социально-культурных услуг (образование, культура, здравоохранение);
- комплекс материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, система рекреационных услуг);
- сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг.
Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий.
Во-первых, рассмотрим особенности спроса и предложения в сфере услуг как основных ценообразующих факторов. Исходя из особенностей услуги, можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем.
Вместе с тем потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно (например, для высвобождения свободного времени он сначала обращается в службу быта, а затем для его рационального использования потребляет услуги театрально-зрелищных предприятий).
Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля затрат на услуги в доходах населения в развитых странах превышает 30%.
При наличии естественной монополии возникает необходимость управления ценообразованием и регулирования рынка соответствующих услуг.
- Инвестиции и цены
- Расчёт дохода и доходности ценных бумаг
- Основные виды ценных бумаг
- Ценообразование на рынке научно-технической продукции
- Тарифы автомобильного транспорта
- Тарифы железнодорожного транспорта
- Общие положения ценообразования на транспортные услуги
- Ценообразование в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Ценообразование в строительстве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу