Зарождение и развитие психологии в России

Развитие российской психологии необходимо рассматривать отдельно от зарубежной, при этом следует выделить то, что подобное разграничение никоим образом не говорит о том, что отечественная психология формировалась в отрыве от международной психологической науки.

Наоборот, взаимосвязь между ними существовала весьма тесная, российские научные работники регулярно ездили на практику в лучшие лаборатории Европы.

Труды, созданные за границей, переводились почти моментально и печатались, как правило, наиболее существенные из них, спустя несколько месяцев после появления в России.

Первый такой этап относится к 40–60 годам XX века, именно на этом временном отрезке в русской психологии появляется предмет ее изучения, путь и научная программа.

В результате логического формирования, а именно подъема позитивизма и естествознания и вследствие сформировавшихся  социальных, условий, таких как осуществление комплексных реформ, из двух рекомендованных проектов К.Д. Совелина и И.М. Сеченова, был отобран проект,на основании которого психология относилась к естественнонаучному циклу дисциплин, рекомендованная Сеченовым.

Последующим значимым этапом стало начало возникновения русской марксистской психологии, возникнувшей в 20–30 годах XX в.

Во множественных научных полемиках, течениях, возникших в тот момент времени, нашло отражение желание создать новейшую психологию, направленную на разрешение основных общественных проблем русского сообщества.

Интересно
Не взирая в данном случае на то, что на тот момент времени преобладала, что, безусловно, справедливая и социогенетическая методика, вплоть до начала 30 годов XX в. в Российском государстве оставались все те же научные учебные заведения, которые были объединены с гуманитарными и общефилософскими чертами формирования.

Но уже к середине 30 годов обстановка в науке и мире стремительно поменялась, напряженность со стороны авторитарных направленностей усилилась, что привело к погрому и воспрещению общефилософской психологии.

Только лишь по завершении военных действий, в середине 40-х годов XX в. психологическая наука потихоньку начала набирать силы и возрождаться, возобновляя свои исследования.

Но такое продолжительное отстранение от принятых основ в начале XX столетия, утрата взаимосвязи с иностранной наукой, цензура внутри страны, недостаток университетов по подготовке специалистов в области психологии и, как следствие немногочисленное количество экспертов в данном направлении в течение долгих лет, негативно отразились на творчестве российских научных деятелей.

Вторая половина XX столетия отметилась восстановлением средних учебных заведений, не разрешенных в 30-х годах XX в. (школы В. М. Бехтерева), активным участием в поиске новейших течений развития, новых разработок и открытий в сфере психологии и ее различных областях, таких как когнитивная и возрастная психология.

Отечественные специалисты в области психологии в стремлении нагнать потерянные в течение нескольких десятилетий возможности, приступают к обширному внедрению свершений иностранных научных деятелей.

Наравне с позитивными данными, эти теории обладали и негативными результатами, сопряженные с утерей собственных обычаев, отходом от собственной методологии, что в сочетании с положениями различных школ привело к смешению и неосуществимости толкования приобретенных результатов.

Но к окончанию XX столетия, направленность в области интеграции, характерная, как ранее описывалось, иностранной психологии, начала очевидно выражаться и в российской науке. Вновь начинает расти интерес к методологическим проблемам и желание объединить не автоматически, но найти и совместить достижения, обладающие общей логикой научного поиска.

Исследование условий, установивших динамику образования и формирования российской психологической науки, демонстрирует, что основными считаются закономерность научного постижения и общественная обстановка.

Открывая их сущность, необходимо выделить то, что и обширное продвижение позитивизма, и поиск объективного способа изучения психики были свойственны не только русской, но и иностранной психологии на данном этапе, то есть закономерность формирования науки была общей для международной психологии.

Во времена Петра Великого интеллигенция была обучена по воле государства и на пользу стране, таким образом, можно говорить о том, что интеллигенция была правительственная. И только лишь к половине XIX столетия появился непосредственно слой интеллигенции научной и преимущественно университетской, который никоим образом не состоял на службе у государства, но и намеренно противополагал себя государству.

Невзирая на поддержку, которую в значительной степени оказывала интеллигенция реформам, согласно собственному настроению и осознанию собственной значимости она сохраняла свой оппозиционный настрой, что, в свою очередь, неизбежно отразилось не только на жизнедеятельности сообщества, но и на формировании наук.

Ввиду того, что просвещение в России осуществлялось непосредственно при помощи толстых глянцевых изданий, становится понятной их исключительная значимость в формировании науки и культуры.

Интересно
Эти самые толстенные журналы являлись не только ключами к получению информации, но и непосредственными управляющими жизни. Таким сосредоточием свободной интеллигенции стало глянцевое издание того времени «Вестник Европы», с которым сотрудничали главные научные деятели и писатели — И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, И. М. Сеченов, В. С. Кавелин, Н. И. Костомаров и другие.

Воздействие менталитета на науку совершается несколькими способами. В первую очередь — это конкретный образ мышления, речь, характерные для данного народа.

Подбор проблемы и аспекта к её изучению в значительной степени формируются тем, что желание к целесообразному поиску правды или к постройке концепции безупречного общества предлагает задать различные пункты отсчета для науки, устанавливает убеждения человека, его назначение и ценности, которые он должен донести до остальных.

По этой причине появляется и формируется материализм и идеализм, рационализм или агностицизм, мистика сопряжена не только с общественной ситуацией, историческим этапом, уровнем познаний, которые устанавливают моду той или иной концепции, учитывая при этом глубокие данные этого народа.

Именно социальная обстановка содействовала ориентации на практику, рвение регулировать и находить ответ не только на теоретические вопросы, а создавать и применять их в действительной жизни.

Недостаток в сформированном развитом социуме, скрытность незначительного слоя интеллектуальных людей, занимавшихся научными разработками в России,  стали базой общественной ангажированной идеологизации науки.

Универсальность и антропологизм — центрация на человеке российской науки в значительной степени является результатом ее общественно-исторического формирования; что подтверждается и тем прецедентом, что определенные перечисленные качества характерны для западной науки.

Воздействие ментальности сказывается в том, что в проблематике науки основными вопросами считаются моральные (в основном связанные с независимостью и свободой), а не познавательные, как в психологии Запада.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)