Формирование эмпирической психологии

Становление психологии в стенах Московского университета во многом осуществлялось усилиями Матвея Михайловича Троицкого (1835-1899), инициатора создания и первого председателя Московского психологического общества.

Он обращал серьезное внимание на ключевой для психологии того времени вопрос о выборе метода исследования, подчеркивая необходимость создания позитивной психологии и формирования нового, объективного способа изучения душевной жизни.

Сравнивая два подхода к психологии — английский и немецкий, он приходил к выводу о преимуществах ассоцианистского подхода, изложенного в работах Милля, Бэна и Спенсера.

По мнению Троицкого, методология сенсуализма может и должна быть дополнена немецкой психологией.
Центральное место в его концепции занимала теория познания.

В исследованиях мышления он выделял три направления — историческое, которое ставит своей задачей изучение индивидуального, собственно психического пути формирования человеческой мысли; логическое, которое исследует общие законы познания; трансцендентальное, исходящее из идей умозрительного порядка.

В своих работах Троицкий попытался совместить ассоцианистский подход к пониманию нравственности с направленностью на воспитание нравственной личности и рассматривал нравственность как надындивидуальную структуру, которая представляет собой основу личности, духовной жизни человека.

С одной стороны, он доказывал, что нравственное чувство, а не мышление руководит поведением человека, а с другой стороны, писал о том, что оно формируется коллективными усилиями нескольких поколений людей данной национальной или общественной группы, а затем в процессе воспитания присваивается личностью.

Он указывал, что нравственное чувство человека зависит от его умственной развитости в практических вопросах, т. е. утверждал, что мораль есть своего рода практический интеллект и поэтому чем более развит человек интеллектуально, тем легче сформировать у него и нравственность.

Интересно
Стремление Троицкого связать появление религии с законами ассоциаций неизбежно привело его к мысли о связи религии с логикой и развитием мышления, а не с чувствами и нравственностью.

Иными словами, он пришел к выводу о том, что нравственное чувство людей есть произведение их культуры, отражающей в себе человеческие нравы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)