Культурно-историческая концепция развития языка и мышления

Выдающийся русско-украинский языковед Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891) творчески воспринял идеи немецкого филолога В. фон Гумбольдта (1767–1835) и представил их своеобразную интерпретацию.

Интересно
Язык для немецкого филолога подобен иероглифам, в которых «человек заключает мир и свое воображение. Именно поэтому, изучая язык свой или иностранный, человек способен познать все многообразие мира, он постигает различные способы мышления и восприятия, обогащая тем самым как свой духовный мир, так и все человечество.

В. Гумбольдт в своем учении выделяет понятие «внутренняя форма языка», раскрывающая взаимосвязь всех языковых элементов. Выявить отличия в грамматике, стиле, особенностях характера «народного духа» помогает именно «внутренняя форма».

Но столь нестрогое понятие «внутренняя форма языка» не позволяет однозначно говорить о природе языка, о соотношении языка и мышления.

А. Потебня стремится раскрыть взаимосвязь мысли и языка, исследует роль языка в познании, дает более узкое и конкретное понятие «внутренняя форма слова».

Суть понятия «внутренняя форма слова» менялась с развитием теории языка А. Потебни.  В ранней работе «Мысль и язык» внутренняя форма представляет собой отношение сознания человека к содержанию мысли, т. е. рефлексия человека над собственными мыслями.

В более поздней работе «Записках о русской грамматике» внутренняя форма слова позволяет разграничивать значения слова (денотата) и его смысл. Внутреннее содержание слова есть его этимологическое содержание.

Внутренняя форма слова — объективное представление действительности, которое позволяет понимать мысль другому человеку, также переводить ее на другие языки.

Форма слова приобретает онтологический статус, т. к. является основой понимания между говорящими субъектами, не требует доказательств и принимается всеми участниками коммуникации. А. А. Потебня в своих исследованиях стремился выявить соотношение языка и мышления.

Предшественники исследователя отождествляли язык и мышление. Украинский лингвист все же считал, что между языком и мышлением имеется тесная связь, но к тождеству она не сводится. Сознательная умственная деятельность основана на языке и без него не возможна.

Язык есть условие и средство выражения мышления, передачи и хранения мысли, переход от бессознательного к сознательному. Язык не воспроизводит уже готовые мысли, а он их порождает и под воздействием мысли изменяется с течением времени, создавая интеллектуальные, творческие формы.

Интересно
Взаимосвязь языка и мышления А. Потебня раскрывает также через субъект-объектные отношения. Предметы объективной действительности и взаимоотношения между ними есть объекты мышления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств и порождают образы в сознании человека.

Субъектами мышления предстают конкретные люди, участвующие в социальных процессах. Первоначально объект и субъект мышления были слиты воедино. В определенный момент исторического развития человек начинает выделять себя среди объектов природы, объективируя окружающий мир посредством мышления.

Язык помогает человеку осваивать мир. Мыслительные процессы выступают объективной проекцией окружающего мира. Чувственный образ субъективен и объективен по своей сущности: индивидуальное восприятие одного человека, и все же оно является объективным представлением об окружающем мире.

Посредством языка мысль одного человека становится достоянием других людей. Ученый отмечает, что объективность (согласие мысли с ее предметом) остается постоянною целью усилий человека.

Важная функция языка — объективация мысли путем построения абстракций об окружающем мире.

Такой способ познания мира применяется и в системе образования. Все знания человечества, пространственно- временные отношения, причинно-следственные связи сконцентрированы в абстракциях, которые задаются языком.

Пространство и время не являются элементами a priori. Вещи и объекты, причинноследственные связи между ними являются конструктами языка. Категории не даны человеку в восприятии, а являются результатом исторического развития мышления.

В последующей работе «Из записок по русской грамматике» исследователь доказывает, что именно грамматика, проявленная в речи, раскрывает основы мироздания.

Каждая составная часть предложения несет определенную смысловую нагрузку. Существительное раскрывает суть вещи и явлений, глагол — ощущения, возникающие при восприятии окружающего мира, преобразует их в действие, наделяет значением.

Предложение есть микромир, выраженный грамматически.

Таким образом, в речи возможно выделить все законы мироздания. Глубина познания мира во многом зависит от мыслительных способностей человека: умение выявлять особенности, синтезировать, обобщать, вербализировать свои мысли и т. д.  Чем более развиты мыслительные способности, тем более цельна и глубока мысль человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)