Законодательство по охране труда

Социально-экономические преобразования начала 90-х гг. ХХ в. протекали на фоне ухудшения технического состояния производства, условий труда и положения в социальной сфере. В этих условиях вопросам охраны труда не было уделено должного внимания, что сразу сказалось резким ростом уровня производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом. Государственная политика в области охраны труда базируется на нормах международного права и, в первую очередь, конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).

Федеральным законом Российской Федерации от 11.04.1998 № 58-ФЗ были ратифицированы конвенции, принятые в Женеве Генеральной конференцией МОТ:

  • Конвенция 1947 года «Об инспекции труда» (Конвенция 81);
  • Конвенция 1978 года «О регулировании вопросов труда» (Конвенция 150);
  • Конвенция 1981 года «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (Конвенция 155). По мере реформирования экономики в Российской Федерации охрану труда законодательно регулировали:
  • КЗоТ РФ, утвержден ВС РСФСР от 09.12.1971;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», утверждены ВС РФ от 06.08.1993 № 5600-1;
  • Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» – его действие приостановлено.

Для эффективного управления охраной труда необходима хорошо отлаженная правовая база. Её основу составляют законодательные акты и нормативные правовые документы, обладающие различной юридической силой. Схематично структуру правовой системы можно представить в виде правильной пирамиды, в верхней части которой находится Конституция РФ (Основной Закон государства).

Ниже, в порядке убывания юридических сил, можно расположить:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • иные федеральные законы, отражающие вопросы охраны труда и производственной безопасности;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Следует иметь в виду, что нормативные требования по охране труда и соответствующие гарантии для работников, предусмотренные федеральным законодательством, являются приоритетными перед требованиями, устанавливаемыми субъектами РФ и отраслевыми нормами.

Основными задачами трудового законодательства Российской Федерации являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • разрешению трудовых споров.

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство по охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

В перечень основных законодательных актов Российской Федерации в области охраны труда входят:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (раздел X «Охрана труда»);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с нормами, определенными законодательными актами в области охраны труда федеральными органами государственной исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом специфики их деятельности разрабатываются соответствующие подзаконные акты. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)