Южный Федеральный округ как целостное региональное образование

Юг России как пространственное образование по своему «субъектному» составу и географическим границам совпадает с Южным федеральным округом (ЮФО) Российской Федерации.

В его состав входят 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, 2 края — Краснодарский и Ставропольский, 3 области — Астраханская, Волгоградская и Ростовская.

Южный федеральный округ образован в соответствии с Указами Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 и от 21 июня 2000г. № 1149 с целью укрепления вертикали государственной власти.

Примечательно, что ряд ученых еще до образования федеральных округов отстаивал концепцию Юга России как нового географического понятия, отражающего «современные процессы регионализации национального хозяйства на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье», и включал в состав Юга России те же 13 субъектов, которые затем и вошли в состав ЮФО.

Основу Южного федерального округа составили 10 субъектов Северо-Кавказского экономического района, а также 3 субъекта Нижнего Поволжья (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области).

Федеральные округа призваны решать задачу совершенствования региональной политики путем наиболее оптимального учета стратегических интересов страны и развития каждого ее региона. Для этого, на наш взгляд, необходимо выполнение, по крайней мере, двух условий.

Во-первых, новое территориальное образование должно обладать не механическим сочленением отдельных составляющих (регионов), а представлять некое историческое, культурное, экономическое и т.п. единство.

Во-вторых, размеры нового географического объекта должны быть оптимальны с точки зрения его управляемости.

Интересно
При формировании ЮФО в таком составе и таких границах доминировал прежде всего геополитический принцип. Кроме этого целый ряд объективных факторов выступает в пользу именно такой пространственной локализации одного из самых сложных из семи образованных федеральных округов, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются пять.

Природно-географический. Прежде всего, Дагестан, Калмыкия и Астраханская область, являясь прибрежной Каспийской территорией, обладают схожим природноресурсным потенциалом, основу которого образуют важнейшие топливные ресурсы — нефть и природный газ, а также богатейшие рыбные ресурсы Каспия.

При этом природные условия, ландшафт, климат и т.п. «присоединенных» к СКЭР Нижневолжских субъектов во многом идентичны природным условиям северо-восточных частей Ростовской области, Дагестана и Ставропольского края.

Транспортно-географический. Дагестан, Калмыкия и Астраханская область обеспечивают связь России на ее южных рубежах с государствами акватории Каспийского моря как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Более того, Ростовская и Волгоградская области связаны в единый водно-транспортный комплекс Волго-Донским судоходным каналом им. В.И. Ленина, обеспечивающим тесную связь Юга России с Поволжьем, Центральным районом, Уралом, а также Северо-Западной частью России.

Историко-географический. На Юге России исторически шло взаимодействие и взаимопроникновение русской и кавказской горской культур — на юге, русской и степной кочевой культур — на востоке.

Результатом такого сложного синтезирования культур стал феномен казачества, «во многом определивший базовые параметры южно-русского культурного типа и даже сами территориальные контуры региона».

Неоднократное изменение границ субъектов Юга России, их взаимное «вхождение» друг в друга еще со времен существования Области Войска Донского; осуществление через территорию Южнороссийского региона торгово-экономических связей центральной России с ее южными соседями (начиная от Ивана Грозного), в частности, пролегание по территории нынешнего ЮФО вдоль побережья Каспийского моря знаменитого «шелкового пути» в страны Востока — все это способствовало формированию исторически единого южнороссийского пространства.

Экономический. Юг России не выделяется уникальным хозяйственным комплексом.

Однако в общенациональном разделении труда ведущее значение имеют:

  • агропромышленный комплекс (Юг России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны и является монополистом в выращивании чая, риса, цитрусовых культур);
  • транспортный комплекс (регион является транспортно-шлюзовым модулем, обеспечивая через свои морские порты около 70 % внешнеторгового грузооборота страны);
  • санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс (располагая уникальной бальнеологической базой и курортами мирового значения, регион является всероссийской «здравницей»).

Управленческий. Как известно, любое относительно самостоятельное региональное образование должно отвечать требованиям целостности, комплексности и управляемости.

Последнее требование обеспечивается наличием и деятельностью на его территории соответствующих управленческих структур.

До образования федеральных округов на территории Юга России функционировали различные отраслевые структуры управления:СевероКавказского военного округа (СКВО), Северо-Кавказской железной дорогой (СКЖД), Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ) и т.д.

Эти ведомственные территории управления локализовывались внутри Южнороссийского региона, зачастую не совпадая в своих географических контурах и имея центры в различных городах (но большинство – в Ростове-на-Дону).

Вследствие этого образовывался своеобразный «каркас» управления, стягивавший отдельные субъекты Юга России и придававший им определенную целостность.

С образованием Полномочного Представительства Президента РФ в ЮФО в Ростове-на-Дону появляется орган управления, функционирование которого охватывает всю территорию Юга России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)