Взяточничество и коррупция

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии.

Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почётных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ – все это завуалированные формы коррупции.

Коррупция объединяет все формы использования служебного положения в частных интересах. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

Взяточничество (или вымогательство) – явление, когда чиновнику платят не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (зачастую искусственно создаваемым) административных и финансовых возможностей государства.

Если взяточничество носит исключительно или по преимуществу бытовой характер, то коррупция – это уже явление политическое, так как поражает институты власти в обществе.

<Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения.

Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением).

Оказалось, что взяточничество и коррупция являются культурно релятивными феноменами: то, что считается взяткой в странах Западной Европы, является нормой делового поведения во многих странах Азии. К примеру, в большинстве стран мира широко распространены чаевые, о чем заранее предупреждают туристов. Относить ли их к коррупции, взяточничеству или культурным особенностям нации?

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением”.

Согласно этому определению, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней <доступны> все существующие формы преступного поведения.

Но когда говорят, что <политика – грязное дело> или <власть портит людей>, прежде всего предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.

Самыми опасными <функциональными> или <профессиональными> формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей резолюции <Коррупция в сфере государственного управления> и в Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всём мире.

Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно – правового контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом.

Величина указанных деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той или иной стране.

По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммурапи. Коррупция всегда являлась важнейшим инструментом организованной преступности.

Среди первых коррупционеров фигуры государственных чиновников, приближенных к высочайшим особам – Меньшиков, Юсупов, Апраксин и др. И хотя еще при Петре I принимались жестокие законы против взяточничества (Указ от 23 августа 1713 г. и др.), однако, по свидетельству историка, при нем казнокрадство и взяточничество достигли небывалых прежде размеров.

Правда, тогда еще взяточничество не было связано, как сейчас, с организованной преступностью, но представляло исключительно бытовой феномен.

Некоторые исследователи склонны относить к коррупции те служебные злоупотребления чиновника, в которых он действует самостоятельно, без привлечения к противоправной деятельности других лиц. Тем самым, коррупция почти смыкается с понятием организованной преступности. Некоторые относят к коррупции даже такое явление, как подкуп избирателей.

Феномен коррупции, в отличие от взяточничества, мздоимства и лихоимства, нельзя сводить к совокупности корыстных поступков отдельных, пусть даже очень высокопоставленных лиц. Она носит системный, а вслед за тем и институциональный характер. И это с точки зрения социологии главное.

Коррупция представляет собой такую социальную практику, при помощи которой властные субъекты, имея институциональное подкрепление, утверждают, воспроизводят и демонстрируют населению свое преимущество над ним, получая в обмен общественное признание и нравственное оправдание.

Коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)