Введение в историю логики

Среди биологических предков рода человеческого, к которому мы принадлежим как вид «homo sapiens» – «человек разумный», был «человек умелый», начавший изготавливать первые каменные орудия; «человек выпрямленный», питекантроп; неандерталец, непосредственный предшественник современного человека.

Отличительной особенностью человека по сравнению с животными и предшественниками является наличие разума.

Но что такое «разум»? До сих пор ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Мы гораздо больше знаем о строении вещества, о звездах и галактиках, о растениях и животных, чем о самом важном свойстве человека. Но есть одна из сторон разума – важнейшая, быть может, – которая исследована достаточно хорошо. Это мышление, т.е. способность ориентироваться в окружающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, делать предсказания. Наука о мышлении называется логикой.

«Когда я принимаю в соображение, – писал английский экономист, философ и логик Джон Стюарт Милль, – как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания её принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-либо умственным трудом, упускает это изучение.  Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика».

Да, разумом нужно уметь пользоваться, его нужно и можно развивать. И этому учит единственная из наук – логика, история её развития – это великое противостояние различных методик и правил пользования своим разумом.
Уже несколько тысячелетий логика динамично и масштабно развивается, удивляя своими открытиями и достижениями всё человечество. Но ещё более важно то, что логика развивает самого человека, его культуру мышления, исследовательские и творческие способности. Не зная логики, принципиально нельзя успешно и грамотно работать с понятийным аппаратом в любой профессиональной области, грамотно строить различные суждения и умозаключения, правильно аргументировать и доказывать любые положения, формулировать научные гипотезы, корректно применять научные методы.

Интересно
Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит средством ориентирования человека в окружающем мире, предпосылкой и условием его существования.

Возникая на базе трудовой, материально-производственной деятельности людей, мышление оказывает на неё обратное и притом мощное воздействие. В этом процессе оно из идеального вновь превращается в материальное, воплощаясь во всё более сложные и разнообразные орудия труда, во все более многочисленные его продукты. Оно как бы творит «вторую природу». И если человечество за время своего обитания на Земле смогло коренным образом изменить облик планеты, освоить её поверхность и недра, водные и воздушные просторы, наконец, вырваться в космос, то решающая роль в этом принадлежит именно логической мыследеятельности человека.

В то же время мышление – не раз и навсегда данная, застывшая способность отражения, не простое «зеркало мира». Оно непрерывно изменяется и развивается само. В этом проявляется его включённость в универсальный процесс эволюции Вселенной. Из первоначально неразвитого, предметно-образного оно превращается во всё более опосредованное и обобщённое.

В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых человек вообще не возможен. Логика учит человека строить правильные рассуждения и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)