- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
Приступая к изучению новой дисциплины, в первую очередь, необходимо обозначить ее проблемное поле и разобраться с понятийным аппаратом.
И если с первым словом все однозначно, то второе настолько многогранно, имеет такое множество смысловых оттенков, что выявить его значение оказывается совсем не просто.
Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры, с 1929 по 1950 гг. их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» в 1968 г. насчитывает уже 250 определений, а некоторые современные авторы утверждают, что на сегодняшний день их более 500.
Самое простое, универсальное определение культуры относит к ней то, что отличает человеческое общество от природы – все, что создано руками, творческой или умственной деятельностью человека.
В рамках проблемного поля нашей дисциплины этого определения будет достаточно, чтобы сделать важное заключение: когда мы говорим о носителях культуры, мы учитываем не только этническую (национальную) составляющую, но и такие аспекты, как конфессия (религия), язык, ментальность, ценности, традиции, исторический опыт, социальная принадлежность.
Поликультурность предполагает сосуществование представителей разных этнокультурных групп, имеющих разный менталитет, язык, ценности, специфическую национальную психологию и религиозные взгляды в рамках одного социума. Под социумом в данном случае может пониматься и государство, и регион, и учебный класс, и группа детского сада, т.е. объединение людей на любом уровне.
В идеале поликультурность предполагает диалог традиций, обычаев, ментальностей, религий, идеологических течений в рамках одного общества. Однако в реальной жизни диалог не всегда достижим.
Активные миграционные процессы, происходящие в современном мире, приводят к усилению полиэтничности, поликонфессиональности, поликультурности отдельных регионов. Мы не найдем сегодня ни одной страны, в которой население было бы однородным по своей этнической, языковой, конфессиональной принадлежности.
Отсюда возникают проблемы, связанные с возможностью людей находить общий язык, сохранять мирные отношения друг с другом. Всегда ли существовала такая проблема? Обратимся к истории.
Критерием «чистоты» служил процент населения, представлявшего собой одну национальность (96–99 %). Следуя такой классификации, Францию, Англию и Германию В.И. Ленин отнес к государствам «почти чистого национального состава», а вот среди стран Восточной Европы (включая Россию) не смог найти ни одного совершенно или почти «чистого» государства.
Согласно статистическим данным, приведенным им, процент инонационального населения (т.е. не принадлежащего к главной нации каждого отдельного государства) составлял в Западной Европе 6 %, а в Восточной Европе – 53 %.
Сегодня в мире фактически нет мононациональных стран. Вследствие массовой иммиграции страны становятся многонациональными и многокультурными.
Констатируя факт, что поликультурность является той данностью, в рамках которой сегодня существуют абсолютно все государства, необходимо отметить ее специфику для нашей страны:
Перечисленные особенности поликультурного общества России вселяют надежду на возможность безболезненного и конструктивного решения проблем межкультурного взаимодействия, однако, это не снимает, а скорее усиливает их актуальность.
В этой связи и вырастает значимость образовательной сферы, поликультурного воспитания и обучения, которые помогут привить подрастающим поколениям поликультурную компетентность – готовность жить в поликультурном обществе, способность к позитивной коммуникации с представителями разных культур. Любое государство заинтересовано в поддержании социальной стабильности, внутреннего порядка, а одним из самых надежных инструментов влияния на общество является система образования. Мы подошли к понятию «поликультурное образование».
В личностном плане нужно научиться не допускать агрессии, враждебности, неприятия, научиться благожелательному и уважительному отношению к представителям любых рас, национальностей, конфессий, культур и субкультур, научиться не только соблюдать, но и отстаивать принципы толерантности.
Однако для будущего педагога поликультурная компетентность имеет гораздо более широкое значение.
В профессиональном плане предстоит научиться применять знания о разных культурах в педагогической деятельности, опираться на культурные особенности наших воспитанников, использовать их отличия как культурный капитал, потенциал растущего человека, позволяющий ему становиться более образованным и совершенным.
Структура дисциплины предполагает освоение материала в логике от общего к частному – от общих теоретических и концептуальных проблем поликультурного образования – к вопросам практической реализации поликультурного образования в системе образования РФ и в конкретных образовательных организациях.
(Ковыльникова Т.С. Поликультурное образование: учебное пособие, Тверской государственный университет)