Всемирная торговая организация

287. Всестороннее правовое регулирование международных экономических отношений в рамках ГАТТ/ВТО сегодня (2004 г.) можно, хотя не юридически, но фактически рассматривать в качестве глобально-универсального, поскольку даже и страны, формально не участвующие в ВТО (как, в частности, Россия), если хотят вписаться в мировой рынок, волей-неволей вынуждены придерживаться условий регулирования этого рынка, диктуемых правилами ВТО, приспосабливая и свое внешнеэкономическое, а более широко – общее экономическое регулирование к принципам и стандартам ВТО.

Ключевые противоречия между Севером и Югом, отложенные в 1994 г. на последующее решение, в том числе по торговле сельскохозяйственными товарами (сохранение в США и ЕС субсидий сельскому хозяйству), борьба с коррупцией, выработка новых “правил игры” в этих и других областях, – остаются неурегулированными и сегодня.

288. Очередная конференция ВТО в сентябре 2003 г. в Канкуне (Мексика), где планировалось достичь договоренностей по сохраняющимся разногласиям, завершилась провалом. В Канкуне коалиция 22 развивающихся стран во главе с Индией и Бразилией отказалась, как оценивают эксперты, “играть по продиктованным из США правилам”.

Страны Юга жестко потребовали смены протекционистской сельскохозяйственной, налоговой и таможенной политики стран Севера. Согласия добиться не удалось, и, как свидетельствует заместитель генерального директора ВТО Р.Эббот, ВТО ввергнута была в прострацию и “сможет полностью возобновить свою работу лишь к 2006 году”. Как считают аналитики, следствием может быть дальнейшая регионализация торговых блоков.

Канкунский провал – исключительно тревожный, но и обнадеживающий симптом. Впервые более чем за полвека существования системы ГАТТ/ВТО конференция (раунд) переговоров на самом высоком уровне потерпела беспрецедентное фиаско.

Впервые диктату США и их союзников противопоставлена была воля набирающих силу развивающихся государств, ранее так или иначе всегда уступавших силе “богатого Севера” и приводившихся в “покорность”. Во что выльется конфликт, трудно предсказывать, но нельзя забывать, что именно система ГАТТ/ВТО главный правовой плацдарм торгово-экономической глобализации.

289. И все же ВТО представляет в настоящее время единственный реальный центр выработки правовых условий, принципов и норм международной торговли во всемирном масштабе. Даже, как отмечалось, и страны-“аутсайдеры”, не участвующие в ВТО (включая Россию) и вынужденные приноравливать практику своей торговли к нормам ВТО, почти все ведут переговоры о присоединении к этой организации.

ВТО можно уподобить мощной монополии, к диктуемым правилам которой волей-неволей приходится всем приноравливаться и в которой выгоднее участвовать, нежели стоять в стороне.

Основной целью ВТО декларируется создание и обеспечение многосторонней, открытой на основе добросовестной конкуренции торговли, понимаемой, как отмечалось выше, в самом широком смысле.

В числе главных правовых средств достижения этой цели, в русле “обкатанных” ранее в ГАТТ названных выше средств фигурируют: последовательное сокращение таможенных пошлин; снижение и ликвидация всевозможных количественных, внетарифных и т.п. ограничений; неприменение экспортных субсидий и т.п. поощрений; недопущение демпинга, а также “добровольных” ограничений экспорта, к которым понуждаются отдельные страны, и т.д.

Сохраняется на будущее выработанная в ГАТТ традиция созыва время от времени специальных – крупномасштабных конференций для согласования особенно важных международных торгово-экономических проблем и при необходимости пересмотра основ сотрудничества.

Стратегическими же целями ВТО на дальнюю перспективу исследователи считают: выработку единого права международной торговли, единого трудового и социального права, единых стандартов рыночной конкуренции. Главные труднорешаемые, болезненные проблемы дальнейшего развития системы ВТО лежат как раз в плоскости увязки глобального регулирования торгово-экономических связей с социальными и экологическими стандартами.

290. Собственно Соглашение об учреждении ВТО, состоящее из преамбулы, 16 статей и 4 приложений, имеет сугубо институционный характер, в основном, по сути, с задачами организационного обслуживания, имплементации документов Марракешского пакета. Целевые установки по существу сотрудничества очерчены лишь в преамбуле Соглашения, дублирующей, по сути, преамбулу ГАТТ-1994.

По своему правовому статусу ВТО – полнозначная межправительственная организация. Бюджет ВТО складывается из взносов стран – членов, пропорционально их долям в мировой торговле. Надо подчеркнуть, что ВТО стоит вне системы ООН.

Высший орган ВТО – Конференция министров, созываемая раз в 2 года. В период между сессиями Конференции руководящим органом является Генеральный Совет в составе постоянных представителей стран.

Особенностью Генерального Совета является то, что он по существу выполняет по мере надобности функции сразу 3 органов ВТО: собственно Генерального Совета, т.е. главного руководящего органа ВТО с компетенцией самой Конференции; Органа (Body) по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики (имеется в виду политика отдельных государств-членов).

Важным органом ВТО является также Совет по торговле товарами, практически унаследовавший и выполняющий функции упоминавшихся Сессий Договаривающихся Сторон ГАТТ. Кроме того, в числе основных органов фигурируют: Совет по торговле услугами, корреспондирующий ГАТС – Генеральному соглашению по торговле услугами; Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности по обслуживанию Соглашения ТРИПС.

В подчинении Генеральному Совету находятся также комитеты по торговле и развитию; по бюджету и администрации; по ограничениям, связанным с платежным балансом.

Под руководством Совета по торговле товарами работают более 10 комитетов по проблемам торговли как отдельными видами товаров (сельскохозяйственные, текстиль), так и по общим методам регулирования (по антидемпинговым мерам; по субсидиям и компенсационным мерам; по импортному лицензированию; по техническим барьерам в торговле; по инвестициям, относящимся к торговле; по правилам происхождения; по таможенной стоимости; по доступу на рынки; по санитарным и фитосанитарным мерам; по защитным мерам).

Административно-организационные функции выполняет расположенный в Женеве Секретариат ВТО (преемник Секретариата ГАТТ) во главе с Генеральным директором (также – преемником поста Генерального директора ГАТТ).

291. Все это наглядно иллюстрирует в целом преемственность ГАТТ-ВТО, так же как и консенсуальный (от ГАТТ) метод принятия решений. При недостижении консенсуса решения принимаются простым большинством голосов (одна страна – один голос). Но в 4 случаях решения принимаются Конференцией министров квалифицированным большинством голосов, а именно:

– по интерпретации условий многосторонних соглашений и по освобождению от обязательств, налагаемых на государств-участников многосторонним соглашением – требуется 3/4 голосов;

– по принятию новых членов в ВТО – 2/3 голосов;

– по изменению какого-либо условия многостороннего соглашения, в зависимости от характера конкретного условия, требуется либо единогласное решение (ст. IX Соглашения о ВТО, ст. I и II ГАТТ, ст. II.1 ГАТС и ст. IV Соглашения ТРИПС), либо большинство в 2/3 голосов, причем в этом случае принятые изменения распространяются только на страны, проголосовавшие за эти изменения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)