Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений

Выше речь шла о признании и исполнении иностранных арбитражных решений. А как обстоит дело с исполнением иностранных судебных решений, а также с исполнением судебных поручений (например, вручение судебных документов, опрос свидетелей за рубежом и т.п.)?

И то и другое в силу юрисдикционного суверенитета может осуществляться либо на основе одностороннего внутринационального регулирования государством, где испрашиваются соответствующие процессуальные акции, либо на основе межгосударственных соглашений. Такие соглашения, когда дело касается гражданско-правовых, но особенно коммерческих, предпринимательских отношений, – входят в сферу международного экономического процессуального права.

Не касаясь здесь соответствующего внутринационального процессуального регулирования, остановимся на межгосударственном, т.е. в рамках международного экономического процессуального права.

Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:

– Международная конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (с участием СССР – России), что касается судебных решений, связанных с ответственностью по данной Конвенции;

– Римская конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (с участием СССР – России), в отношении соответствующих судебных решений;

– Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса (в частности, исполнение решений об оплате судебных расходов). Действует для России, как правопреемницы СССР;

– Гаагская конвенция 1971 г. о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам;

– договоры о правовой помощи. Что касается России, признание и исполнение судебных решений предусматривается в действующих для России договорах о правовой помощи с Алжиром, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Италией, Кипром, Кубой, Польшей;

– Многосторонняя Конвенция о правовой помощи СНГ 1993 г. предусматривает признание судебных и иных решений, не требующих исполнения, а также исполнение иностранных судебных решений, с соблюдением условий, оговоренных в Конвенции.

Отказано в исполнении может быть, если решение еще не вступило в законную силу (кроме случаев, когда решение подлежит исполнению до этого); если ответчик не участвовал в процессе, не получив надлежащего вызова в суд; если по тому же делу в стране, где испрашивается исполнение, уже вынесено решение, вступившее в законную силу, или ранее возбуждено производство по данному делу, или имеется уже признание решения третьего государства; если дело относится к исключительной компетенции государства, где испрашивается исполнение.

Подобно Конвенции СНГ 1993 г. имеются и другие регионального характера соглашения об исполнении судебных решений, в том числе: Кодекс Бустаманте 1928 г. (между государствами Латинской Америки); Конвенция 1932 г. между Северными странами (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция); Конвенция между государствами Лиги арабских стран 1952 г.; Афро-Мальгасийская общая конвенция о сотрудничестве в области правосудия 1962 г. и др.

Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:

– дипломатическим путем. Суд обращается к своему министерству иностранных дел непосредственно или через Министерство юстиции. МИД через свое посольство или консульство обращается к МИДу государства, которому направляется судебное поручение. И уже МИД этой страны передает поручение непосредственно или через Министерство юстиции – в суд для исполнения поручения;

– передача поручений через министерства юстиции (прокуратуру и т.п.) двух государств;

– передача поручений непосредственно судом одного государства суду другого государства;

– выполнение поручения суда одного государства через назначенного этим судом уполномоченного в стране, где должно выполняться поручение. Этот способ применяется судами Великобритании и США.

Перечисленные способы с теми или иными особенностями и нюансами закрепляются на межгосударственном уровне, кроме уже упомянутой Гаагской конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса, также в следующих многосторонних соглашениях:

– Конвенция 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам. Эта Конвенция для государств-участников Гаагской конвенции 1954 г. заменяет последнюю в части соответствующих поручений;

– Гаагская конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам;

– Конвенция 1980 г. о международном доступе к правосудию. Во многом повторяет положения Гаагской конвенции 1954 г., но если последняя допускала дипломатический порядок передачи поручений, конвенция 1980 г. отдает предпочтение прямым межсудебным контактам.

Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:

– во-первых, на упомянутой выше Многосторонней конвенции 1993 г. о правовой помощи стран СНГ, в которой предусматривается в качестве общего принципа сношения государств между собой через центральные органы юстиции.

Этот же принцип был установлен в двусторонних договорах о правовой помощи, действующих для России, с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, КНР, Киргизией, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, прежней Чехословакией, Эстонией, Югославией;

– во-вторых, на двусторонних специальных соглашениях об исполнении судебных поручений с Бельгией, Германией, США, Францией, а также на Соглашении между СССР и Австрией 1970 г. по вопросам гражданского процесса.

Эти соглашения предусматривают передачу судебных поручений по дипломатическим каналам. Такой же порядок установлен и в двустороних соглашениях о правовой помощи, действующих для России с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Кипром, Сирией, Тунисом, Финляндией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)