Воззрения Р.Мертона

Почти всю половину ХХ столетия аномия не привлекала внимание ни европейских, ни американских социологов, ютясь где-то на задворках интеллектуальных диспутов. Только в 1950-60-е годы, как отмечает Мэтью Дефлем, аномия перемещается в центр теоретического дискурса и эмпирических исследований.

Виной всему стал расцвет структурного функционализма и вхождение в пору творческого расцвета выдающегося американского социолога Роберта Мертона.

Выясняя глубинную сущность социальных функций – приспособительных способностей социальной системы (общества, предприятия, университета), он к своему удивлению обнаружил, что они бывают открытыми (явными) и скрытыми (латентными), что в социальной системе наряду с функциями существуют их антиподы – дисфункции.

А всякое нарушение или сбой в функционировании социальной системы рано или поздно должен поставить вопрос о нарушениях не только на отдельно взятом предприятии или в учебном учреждении, а о неполадках во всем общественном организме.

Тогда-то ему и пригодилось дюркгеймовское понятие аномии, к тому времени основательно забытое социологами.

Теперь понятно, почему долгое время оно замалчивалось.

Одной из причин было господство в американской социологии первой половины ХХ века символического интеракционизма, на дух не переносившего никаких функций, а тем более ничего не знавших о существовании дисфункций (да и общество как социетальный порядок, где только и можно обнаружить аномию, их вообще не интересовало), и Чикагская школа, занимавшаяся преступностью, городским андерклассом, социальной экологией на весьма приземленном, эмпирическом уровне.

У тех и других аномия не попадала и не могла попасть в поле зрения: первые замкнулись на субъективном мире человека, вторые – на социальной среде его обитания.

К тому же между ними было больше сходства в теоретико-методологических позициях, чем различий. Только решительный разрыв с господствовавшей традицией и новый взгляд на вещи позволил Р.Мертону иначе взглянуть на вещи.

Биографическая справка

Мертон Роберт Кинг (1910-2003) – один из величайших социологов-теоретиков XX столетия, почетный профессор Колумбий-ского ун-та, президент Амер. социол. ассоциации (1957). Автор, соавтор и редактор более чем 20 монографий и 200 научных статей. Род. в Филадельфии в семье еврейских иммигрантов с Украины.

Отец – небогатый торговец, мать – начитанная в философии и просвещенная женщина, приобщившая его к научным занятиям. Свое детство, о котором позже вспоминал с особой теплотой, провел в трущобах южной Филадельфии. Юношей он много времени проводил в Carnegie Library, Academy of Music и Philadelphia Museum of Art.

Увлекшись магией, в 14-летнем возрасте сменил свое имя и фамилию Мейер Школьник на Роберта Мерлина. Однако друзья убедили его в необходимости американизировать суррогатное имя. Так появился Роберт Мертон.

После окончания в 1931 г. Университета Темпл со степенью бакалавра по философии и истории науки поступает в аспирантуру Гарвардского университета на только что открытый там социологический факультет, где становится аспирантом и помощником тогдашнего декана факультета П.Сорокина.

Страстная влюбленность в социологию сподвигла талантливого юношу получить M.A. и Ph.D. в престижном Гарварде.

Отталки-ваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма, Мертон в монографии <Наука, техника и общество Англии XVII в.> (1938), носившая историко-социологический характер показал, что ценности пуританской морали (полезность, рационализм, индивидуализм) оказали решающее влияние на научные открытия.

По аналогии с веберовским <духом капитализма> создал концепцию <этоса науки>. В 1936-1940 гг. им были опубликованы первые крупные работы по теории социальной структуры, функционализму, аномии, социальному времени, которые позднее вошли в книгу “Социальная теория и социальная структура” (1949) – социологической Библии ХХ века.

С 1941 г. в течение 50 лет, т.е. до конца жизни Мертон преподавал в Колумбийском университете. В период 40-х гг. М. активно занимается прикладными социальными исследовани-ями в области средств массовой коммуникации.

В 1942-1971 гг. вместе со своим другом П.Лазарсфельдом, с которым познакомился еще в студенческие годы, возглавлял Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете. Разработал методологию фокусированного интервью и технологию организации фокус-групп, без которых сегодня не обходятся бизнес и маркетинг.

Большую популярность принесла ему программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения <большой теории>.

В 50- 60-е гг. под руководством и при непосредственном участии Мертона осуществляет-ся ряд крупных исследовательских проектов в области социологии науки, изучения массовых коммуникаций, социальной стратификации, бюрократии, социологии профессий, социологии медицины, социальных проблем, различных аспектов теории и методологии.

Мертон стал первым социологом, кому в 1994 г. в Белом доме вручена Национальная медаль за науку. Мертон внес фундаментальный вклад в разработку и формирование основных областей академической социологии: теории и методологии, социологии науки, изучения социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и аномии.

В США высокую оценку получил его вклад в изучение средств массовой коммуникации: телевидения, кино, прессы, радио.

Влияние Мертона на становление российской социологии было огромным. Он повлиял на интеллектуальное взросление шестидесятников, оказывал реальную помощь многим ныне здравствующим российским социологам.

Его небольшая квартира на Ривер-сайд Драйве близ Колумбийского университета в Нью-Йорке всегда была открыта для “русских социологов”, с которыми он беседовал, переписывался, присылал научную литературу.

У Р.Мертона прекрасная семья. Жена Херриет Цукерман – тоже социолог, изучает стратификацию научной элиты на примере нобелевских лауреатов. Сын Роберт С.Мертон (р. 1944) – экономист и математик, удостоенный в 1997 (совместно с М.Скоулзом) Нобелевской премии по экономике, профессор Гарварда.

Его работы посвящены финансовым рынкам, экономике неопределенности и информации, инвестициям, методам оценки рисков, ценообразованию опционов. Автор нового метода определения стоимости ценных бумаг и автор обобщенной <формулы Блэка – Скоулза>. Кроме того, у Р.Мертона две дочери, девять внуков и девять правнуков.

Еще в начале своей академической карьеры Р.Мертон стал заниматься изучением того, как общество воздействует на индивида. В 1938 г. ему пришла в голову блестящая мысль о том, что механизм такого воздействия надо искать в аномии.

По мнению некоторых биографов, в частности Маргарет Эванс, среди многочисленных работ и научных открытий самым популярным и самым значительным является теория аномии. Впервые она была опубликована в его статье <Социальная структура и аномия> (1938) и с тех пор входит в научный багаж как социологии, так и криминологии.

Если Дюркгейм тесно увязывал аномию с суицидом, то Мертон – с девиантным поведением. Что по большому счету одно и то же. Впервые Мертон опубликовал новую теорию в 1938 г., а позже пересматривал и расширял ее.

В 1949 г. в сборнике “The Family” (под редакцией Рута Эншена) вышла пересмотренная и расширенная версия первоначальной статьи Р.Мертона <Социальная структура и аномия>. Об этом автор предупредил читателя в первой же сноске, где уточнил, что название статьи, суть которой не изменилась, осталось прежним.

Хотя методология сохранилась, автор, как он сообщил, развил дальше несколько принципиальных положений, ранее намеченных лишь вчерне. Признавшись в том, что термин <аномия> он позаимствовал у Дюркгейма, Мертон одновременно дал анализ его исторического происхождения, увидев его корни в ХУ1 веке.

В новом варианте автор более подробно останавливается на историческом контексте аномии в США, уточняет определения и расширяет анализ пяти способов адаптации к аномии, составляющих его знаменитую типологию.

В первоначальной версии своей теории Мертон пытался объяснить девиантное поведение на основе биологических факторов, но вскоре обнаружил, что они на 90% не способны объяснить различия, которые существуют между странами в отношении уровня и причин девиантного поведения.

Если бы действовали главным образом биологические факторы, то в каждой стране они могли обусловить приблизительно один и тот же уровень отклоняющегося поведения, однако статистика свидетельствовала о том, что в разных странах он сильно варьируется.

Существенно различаются по этому показателю и социальные группы внутри одного общества. Оставалось одно – предположить, что виной всему выступают факторы культуры.

Цель Мертона отныне стало выяснить социальные и культурные истоки девиантного поведения, установить, каким образом социальная структура оказывает давление на индивида, побуждая их к нонкоформистскому поведению.

Если говорить более конкретно, то Мертон пытался разглядеть, существует ли согласие, расхождение или противоречие между двумя фундаментальными элементами социокультурной структуры: провозглашаемыми обществом духовными ценностями (или целями), к которым должны были бы стремиться люди, и теми средствами, которые общество предоставляет людям для достижения этих целей.

В стабильном обществе между ними существует равновесие, в нестабильном – конфликт.
Если общество, создав разветвленную систему норм и законов, предписало каждому индивиду играть определенную роль, то сам индивид должен испытывать внутреннее удовлетворение от того, что за правильное исполнение его роли общество оказывает ему внешнее вознаграждение.

Оно может принимать самые разные формы, и не обязательно это должна быть заработная плата. Главное вознаграждение заключается в другом: общество награждает людей за исполнение ими социальных ролей, а не повышение производительности труда, красоту стиля одежды, умение выигрывать на скачках и т.п.

Если, разумеется, речь идет об обществе. Пожалуй, это самое главное и самое трудное – распределить социальные роли и суметь поощрить за правильное выполнение. Высокие оклады менеджеров – это забота частных компаний.

Общество беспокоит только выполнение социальных ролей, которые создало оно само и выполнение которых обеспечивает его процветание и стабильность.

Выполняя свою социальную роль, играя по правилам, каждый из нас хочет быть уверенным в том, что и другие тщательно исполняют свой долг и играют по правилам. В этом честном соревновании кто-то забегает вперед, а кто-то отстает.

Опередивший других – это человек, добившийся делового успеха честными приемами, соблюдение которых гарантируется всеми институтами общества, а не только полицией и правосудием. У лидера оказалось больше сил и таланта.

Но и отставшие оказались за чертой лишь в силу собственной невнимательности, лени или бесталанности. Вот в чем каждому члену общества хочется быть уверенным. Только на таких основаниях они согласны соблюдать правила игры.

В честной борьбе нельзя прибегать к нечестным приемам. Стабильность общества базируется на равновесии культурно приемлемых целей и легитимных средств их достижения.

Согласно Мертону, весы должны находиться в равновесии настолько долго, насколько индивид уверен, что одобряемые обществом цели он и все другие люди достигают опять же одобряемыми средствами.

Как только полиция перестает ловить мошенников и казнокрадов, а суды наказывать нечистых на руку людей, равновесие нарушается, и все большее количество человек переходит в теневой сектор экономики.

Если достижение одобряемых целей не обеспечивается одобряемыми средствами, тогда люди начинают достигать одобряемые цели неодобряемыми (нелегитимными) способами. А это прямой путь к криминалу.

Вот почему теория аномии у Мертона тесно связана с его пониманием преступного поведения. В концепции аномического поведения Р.Мертона1 (1968) преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу.

У Мертона аномия – ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные.

Итак, культурно одобряемые цели и институциализированные (признаваемые легитимными) средства их достижения – вот те социологические переменные, которые составили ядро мертоновской теории аномии.

Состояние, при котором расхождение между целями и средствами порождает нестабильность общества, Мертон назвал аномией. Она связана с такими понятиями, как деморализация, деинституционализация средств, диссоциация между культурными целями и институциальными нормами.

О социетальном уровне аномии Мертон высказался следующим образом:
<Нет общества, которое ни руководствовалось бы в своих действиях нормами. Правда, человеческие общества сильно различаются в зависимости от того, в какой степени обычаи, нравы и механизмы институционального контроля соответствуют тем целям, которые стоят на высшей ступеньке иерархии культурных ценностей.

В одних случаях культура помогает индивидам сдерживать свои эмоции, согласовывая их с провозглашенными целями и ценностями, в других случаях она оказывает им гораздо меньшую эмоциональную поддержку для того, чтобы люди избирали предписанные законом методы достижения своих личных целей.

Поскольку общества настолько сильно отличаются друг от друга, когда побуждают людей достигать свои цели институционально предписанным путем, последние могут утратить законную силу в глазах большинства населения, так что оно считает их всего лишь техническими требованиями.

В связи с чем возникает очень важный вопрос: Какие процедуры, из тех чем располагает общество, лучше всего подходят для того, чтобы люди соблюдали провозглашенные этим обществом культурные ценности?

Может случиться так, что наиболее удобные и технически достижимые процедуры, неважно легитимные они с позиций культурных ценностей или нет, станут наиболее массовыми формами и способами решения личных задач и получат институциональную поддержку.

Если процесс ослабления роли культурных ценностей заходит слишком далеко, общество теряет свою стабильность и впадает в то состояние, которое Дюркгейм называл аномией (или отсутствием норм)>.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)