Воспитание и школа в античном мире

В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.

На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств.

В середине II тысячелетия до н. э.появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма.

Критские писцы установили твердые правила письменности:

  • направление письма слева направо;
  • расположение строк сверху вниз;
  • выделение заглавной буквы и красной строки.

Слоговым письмом владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане.

Первые центры обучения существовали при храмах и царских дворцах.

Основные направления образования:

  • обучение яркой и образной речи;
  • обучение истории своих предков;
  • обучение чтению;
  • обучение пению;
  • обучение игре на музыкальных инструментах.

Основные направления воспитания:

  • конечная цель воспитания, по Гомеру, – достичь славы, превзойти в доблести своего отца;
  • в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека – умственно, нравственно и физически развитой личности;
  • воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;
  • пресекающие нежелательное;
  • каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.

В VI -IV вв. до н. э. , в период расцвета Эллады, ведущие воспитательные традиции противоположного образца были заложены Афинами в Аттике и Спартой в Лаконии.

Основные направления образования спартанцев:

  • акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;
  • духовное невежество и безграмотность мало учитывались.

В Аттике же существовали иные особенности воспитания:

  • стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;
  • предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;
  • уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.

Афинские учебные заведения были частными, платными.

Всего было два типа школ:

  • мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);
  • гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III -I вв. до н. э.)школы становятся достаточно организованными учреждениями:

  • имеют свои помещения, учителей и руководителей;
  • любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);
  • был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;
  • высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные направления образования в Риме со II в. до н. э.: уделяется большое внимание обучению грамматике;  изучение законов отодвигает занятия математикой на второй план; уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют. Вместо них обучают верховой езде, фехтованию и плаванию; для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)