Основные категории педагогики образование, воспитание, обучение
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся:
- образование;
- воспитание;
- обучение.
Образование является:
- результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
- необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме:
Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
- начальное;
- среднее;
- высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
- общее;
- профессиональное;
- политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
- семья;
- друзья;
- учебные заведения;
- средства массовой информации;
- литература;
- искусство;
- органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
- знания;
- умения;
- навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
- Понятие методологической культуры педагога
- Использование в педагогическом исследовании математических методов
- Теоретические методы педагогического исследования
- Эмпирические методы педагогического исследования
- Педагогическая деятельность
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
- Образование в России после Второй мировой войны
- Развитие школы и педагогики в России
- Зарубежная педагогика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу