Образование в России после Второй мировой войны

Много недостатков было в многопрофильном образовании, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов.

В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

  • идеологизацию;
  • введение централизованного управления школой;
  • введение единообразия ее типов и учебных программ;
  • контроль над школой партийных органов существенно усилился;
  • полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;
  • количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;
  • с 1945 г.было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:

  • в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;
  • срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;
  • была введена обязательная производственная подготовка;
  • существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;
  • был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;
  • возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;
  • во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).

Негативно сказались на развитии образования следующие события:

  • общий экономический кризис в стране;
  • кризис идеологии;
  • возникновение скрытой безработицы;
  • начало этнических и межнациональных конфликтов;
  • люди с низкой квалификацией оказались очень востребованными в экономике.

Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:

  • колледжей;
  • гимназий;
  • лицеев;
  • профильных и частных школ;
  • национальных школ.

Однако это не решило существующих проблем:

  • в национальных школах встал острый вопрос недооценки изучения русского языка;
  • отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;
  • существенным негативным фактором стало снижение профессиональной подготовки в высшей школе.

Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)