Внешняя среда организации прямого воздействия

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в тоже время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов, трудовых ресурсов.

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования.

Потребители. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель – создать потребителя.

Конкуренты. Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого не возможно оспаривать.

Трудовые ресурсы оказывают непосредственное влияние на организацию. Трудовые ресурсы – часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда. Наличие трудовых ресурсов в регионе влияет на организацию, уровень оплаты труда, бюджет.

Современные условия нестабильной, быстро меняющейся внешней среды подрывают основные принципы теории стратегического менеджмента. Концепции прошлых периодов быстро устаревают; организации быстро приобретают конкурентные преимущества и столь же быстро теряют их.

Интересно
Вследствие этого стратегия должна носить гибкий, активный характер и быть направлена на опережающее развитие стратегического потенциала, то есть формирование системы уникальных ресурсов и способностей предприятия. Следовательно, оценка стратегического потенциала предприятия является одним из важнейших этапов стратегического планирования.

Правильно проведенная диагностика выступает основой выбора стратегических альтернатив. Однако мировые исследования и практика показывают, что не существует единого метода, алгоритма проведения оценки стратегического потенциала. В то время как теория предлагает широкий набор инструментов для анализа, практика свидетельствует, что применяемый набор методов определяется требованиями скорости проведения диагностики, прошлым опытом специалистов по стратегическому планированию, их квалификацией, интуицией и опытом руководителей и собственников организации, имеющимися ресурсами и рядом других факторов.

Следовательно, основной проблемой оценки стратегического потенциала предприятия является выбор оценочных показателей, обусловленных сложностью и многообразием характеристик различных аспектов характеризующих стратегический потенциал предприятия. Однако, объективность метода оценки уровня стратегического потенциала предприятия может быть лишь обеспечена при правильном выборе показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал предприятия.

Таким образом, стратегический потенциал организации – сложная и многогранная экономическая категория. Поэтому разработка методологических основ её исследования представляется особенно важной и необходимой.

Согласно классическим трудам П. Друкера (1986) и И. Ансоффа (1965), чтобы предсказать будущее организации и создать план будущих действий, необходимо выявить и оценить внешние и внутренние способности предприятия на данный период времени.

А именно, способности связанные с внутренними и внешними условиями, в первую очередь, зависят от имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Однако, это лишь одна, количественная, сторона. Конечный результат зависит от качества работы этих ресурсов. Также возможности предприятия тесно связаны с профессиональными навыками сотрудников, и способностями использовать их. Из чего следует, стратегический потенциал предприятия – это совокупность его количественных и качественных возможностей.

Внешняя среда организации прямого воздействия

Существует множество количественных и качественных методов для оценки стратегического потенциала предприятия. Однако, изучение литературы и практики в области оценки стратегического потенциала организаций показало, что при количественной оценке стратегического потенциала возникает несколько ограничений.

Первым из них является проблема выбора критериев, описывающих стратегический потенциал предприятия, и экспертов, присуждающие вес каждому критерию и оценку, так как выбор критериев и присуждение экспертных оценок может отличаться в разных организациях в зависимости от опыта и квалификации управленческого состава организации и экспертов.

Следовательно, это может привести к некорректной оценке стратегического потенциала предприятия как занижающей, так и завышающей его. Другой проблемой является ограничение количества критериев, которым эксперты могут дать оценку и определить точный вес. При изучении литературы и практики было выявлено, оно составляет около десяти критериев.

Таким образом, для объективного анализа и прогнозирования стратегического потенциала компании определяющим моментом является наличие методики количественной оценки. Следовательно, необходимым шагом для улучшения качества количественной оценки стратегического потенциала организаций является разработка методологических основ.

Точнее создание универсальных критериев, учитывающих технологические, технические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты, а также которые разделены на две группы критериев внешние и внутренние.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)