Внешнеэкономическая правосубъектность РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Российская Федерация, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном законодательством России, т. е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований.

Интересно
Следует отметить, что в действующем законодательстве предельно ограничена возможность непосредственного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во внешнеэкономической деятельности, указано, что ее осуществление возможно только в случаях, установленных федеральными законами, которые, как правило, избегают предоставления подобных полномочий.

Примером может служить Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в соответствии с которым в качестве стороны, имеющей возможность заключить договор с иностранным юридическим лицом, выступают Российская Федерация, от имени которой действует Правительство России или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Развитие внешнеэкономической деятельности, упразднение государственной монополии на внешнюю торговлю, привлечение иностранного капитала в России стали причиной того, что Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений.

Положения многочисленных двусторонних международных соглашений содержат условия о разрешении споров по поводу осуществления иностранных инвестиций в международном коммерческом арбитраже, что означает отказ государства от абсолютного иммунитета применительно к частноправовым отношениям.

Это позволяет, с одной стороны, иностранным инвесторам рассчитывать на то, что их иностранные инвестиции гарантированы от одностороннего изъятия со стороны российского государства, а с другой, в случае подобного изъятия имущества, составляющего предмет иностранных инвестиций, иностранные инвесторы получают возможность требования возмещения убытков за счет бюджетных средств (посредством обращения в судебные органы власти).

Федеральный закон от 03.11.2015 № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» законодательно закрепил концепцию функционального (ограниченного) иммунитета иностранного государства и его собственности с учетом реалий международного экономического сотрудничества и потребности защиты интересов физических и юридических лиц, выступающих в качестве контрагентов во взаимоотношениях с иностранным государством. Целью данного Закона является создание правовой основы участия иностранного государства в международных частноправовых отношениях в качестве субъекта международного частного права.

Согласно данному Закону иностранное государство пользуется в России юрисдикционным иммунитетом, за изъятиями, к которым относятся:

  • отказ от судебного иммунитета;
  • отказ от иммунитета в отношении мер по обеспечению иска;
  • отказ в отношении исполнения решения суда.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)