Механизм межгосударственного сотрудничества по применению санитарных и фитосанитарных мер

Государство-импортер допуская на внутренний рынок экспортную продукцию животного или растительного происхождения стремится в первую очередь обеспечить безопасность такой продукции. К одному из инструментов обеспечения безопасности относится применение санитарных и фитосанитарных норм, функция которых заключается в «охране здоровья населения, защите животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них».

Интересно
Основным международным документом, направленным на регулирование сотрудничества в деле борьбы с вредными организмами, повреждающими растения и растительные продукты, и предотвращения их распространения в страны мира и особенно их завоза в регионы, подверженные опасности является Конвенция по карантину и защите растений, заключенная в г. Риме 17.11.1997. Россия является участницей указанной Конвенции с 18.12.2001.

В ст. 2 вышеназванной Конвенции дается понятие фитосанитарным мерам. К которым относится любое законодательство, регламентация или официальная процедура, направленные на предотвращение интродукции и/или распространения вредных организмов. В связи с присоединением Российской Федерации к ВТО в настоящее время российской стороной приняты соответствующие комплексные обязательства в ветеринарной и фитосанитарной области. Так, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, заключенное в г. Марракеше 15.04.1994, вступило в силу для России 22.08.2012. Соглашение применяется ко всем санитарным и фитосанитарным мерам, которые могут прямо или косвенно оказывать негативное воздействие на международную торговлю. Помимо этого, Российская Федерация участвует в заседаниях Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО. Российская Федерация является государством-участником СНГ, в рамках которого взаимодействует с другими государствами – участниками по широкому кругу вопросов в санитарной и фитосанитарной сфере.

На уровне СНГ Российская Федерация участвует в ряде соглашений в данной области:

  • Минском соглашении о сотрудничестве в области карантина растений от 28.10.2016,
  • Соглашении о сотрудничестве в области ветеринарии от 12.03.1993,
  • Соглашении о создании Координационного совета по карантину растений государств – участников СНГ от 30.05.20123 и т. д.

Также, на уровне СНГ действует Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии, к актам которого, к примеру, относятся решение «О проекте Единых правил государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов с изменениями» от 12.05.2016, Ветеринарные требования «О порядке оформления импорта ветеринарных препаратов и кормов для непродуктивных животных».

Следует отметить, что указанный порядок оформления на территории Российской Федерации импорта, в том числе из стран СНГ, распространяется на биологические, химико-фармацевтические препараты, предназначенные для использования в ветеринарии и животноводстве, а также на корма и средства ухода для домашних непродуктивных животных (собак, кошек, птиц, аквариумных рыб и пр.).

В рамках Евразийского экономического союза были приняты ряд документов, регулирующих санитарные и фитосанитарные меры. В 2014 г. три государства: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в г. Астане подписали Договор, учреждающий Евразийский экономический союз (далее – Договор о ЕАЭС). Позднее к данному документу присоединились Кыргызская Республика и Республика Армения. В целях обеспечения развития агропромышленного комплекса и сельской местности в интересах населения каждого государства-члена и Союза в целом, а также экономической интеграции в рамках Союза в Договоре о ЕАЭС предусмотрены общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, применяемые в рамках Евразийского экономического союза, основаны на международных и региональных стандартах, руководствах и рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной, ветеринарно-санитарной или карантинной фитосанитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных и региональных стандартов, руководств и рекомендаций. Приведем, к примеру, Рекомендацию Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.11.2018 № 26 «О развитии сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в сфере производства мяса птицы и продукции его переработки».

В данном документе рекомендовано государствам-членам осуществлять при координации Евразийской экономической комиссии сотрудничество в сфере производства мяса птицы и продукции его переработки в соответствии с перечнем мер в области:

  • функционирования общего аграрного рынка;
  • установления единых требований в сфере производства и обращения мяса птицы и продукции его переработки;
  • развития экспорта мяса птицы и продукции его переработки.

Порядок и механизм осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ЕАЭС детально урегулирован в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317. В нем содержатся Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, а также Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 3182 под карантинным фитосанитарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов), установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и выполнение международных обязательств Сторон и законодательства Сторон в области карантина растений.

Карантинному фитосанитарному контролю подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.

В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 641 по вопросу о применении санитарных мер раскрывается понятие «остаточное количество действующего вещества пестицида», под которым понимается количественный показатель содержания действующего вещества пестицида и (или) продуктов его распада (метаболитов) в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей среды, на основании которого оценивается безопасность пестицида для здоровья человека и (или) окружающей среды.

Таким образом, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции обязано провести исследования пестицидов или агрохимикатов для выявления их токсических свойств, оценки влияния на окружающую среду в целях реализации мер по безопасному их обращению на территории государств – участников ЕАЭС.

Обращение пестицидов и агрохимикатов не должно приводить к:

  • превышению гигиенических нормативов содержания в сельскохозяйственной продукции токсичных и опасных метаболитов и соединений, стойких органических загрязнителей;
  • появлению в объектах окружающей среды в результате применения пестицидов или агрохимикатов патогенной микрофлоры, энтерококков и других опасных биологических агентов;
  • нарушению естественного микробиоценоза почв.

Требования к порядку проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров, подлежащих ветеринарному контролю, установлены в Решении Совета ЕЭК от 09.10.2014 № 94. В документе закреплены общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень, перемещаются с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена, а также принципы проведения аудита официальных систем надзора третьих стран, совместных проверок предприятий и принятия гарантий.

При прибытии товаров, в отношении которых при ввозе установлены санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования, на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик представляет стандартные документы, предусмотренные международными договорами государств-членов ЕАЭС, нормативными правовыми актами контролирующих органов, в форме, определяемой законодательством государств-членов ЕАЭС. Таможенными органами осуществляется документарный контроль.

Соглашением о сотрудничестве в области ветеринарии,1 подписанным 12.03.1993 в Москве главами правительств десяти государств-участников СНГ, кроме Азербайджанской Республики и Грузии, был утвержден Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии.

Основной задачей Совета является выработка рекомендаций по проведению государствами-участниками Соглашения скоординированного сотрудничества в области ветеринарии, направленного на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных. Помимо взаимодействия в ветеринарной области Российской Федерацией также подписано Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений от 28.10.2016,2 в рамках которого Российская Федерация принимает активное участие в работе Координационного совета по карантину растений государств-участников СНГ. Так же следует учесть тот факт, что Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадор), в соответствии с п. 6 постановления.

Правительства РФ от 08.04.2004 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» осуществляет следующие функции:

  • проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в закрепленной сфере деятельности;
  • вносит в пределах своей компетенции предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации карантина;
  • выдает:
  • ветеринарные, карантинные, фитосанитарные, реэкспортные фитосанитарные и иные разрешения (сертификаты) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках;
  • разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов;
  • организует и осуществляет надзор на государственной границе Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности;
  • осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе:
  • надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения;
  • надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию;
  • ветеринарный надзор и государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) за производственной деятельностью в морских портах и на судах рыбопромыслового флота;
  • надзор за проведением мероприятий по карантину и защите растений, безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, проведением фитосанитарного мониторинга состояния земель любого целевого назначения и складских помещений;
  • надзор за безопасностью лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях производства и обращения;
  • представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных;
  • устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные зоны, устанавливает и отменяет карантинные фитосанитарные режимы.

В регионе деятельности (Краснодарский край) Южного межрегионального управления Россельхознадзора карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации осуществляется в 12 пункте пропуска (ФКП в морском пункте пропуска «Новороссийск», ФКП в морском пункте пропуска «Туапсе», ФКП в морском пункте пропуска «Тамань», ФКП в морском пункте пропуска «Темрюк», ФКП в морском пункте пропуска «Кавказ», ФКП в морском пункте пропуска «Ейск», ФКП в морском пункте пропуска «Сочи», ФКП в автомобильном пункте пропуска «Адлер», ФКП в железнодорожном пункте пропуска «Адлер», ФКП в воздушном пункте пропуска «Анапа (Витязево)», ФКП в воздушном пункте пропуска «Сочи», ФКП в воздушном пункте пропуска «Краснодар (Пашковский)»), на пяти СВХ (ООО «Агрокомплект» Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Промышленная, 3; ООО «Мега Тэк» Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Тополиная, 4; ООО «Кубань Ти» Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Автомобилистов, 3; ООО «Южный терминал» Краснодарский край, г. Славянскна-Кубани, ул. Пограничная, 3; ООО «Крымский таможенный терминал» Краснодарский край, Крымский район, станица Нижнебаканская, Шоссейная улица, 1Б.).

Активно Россельхознадзором на территории Краснодарского края реализуется Указа Президента РФ от 29.07.2016 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: всего выявлено – 3,081 т (груши (Бельгия), перец болгарский, сельдерей, яблоки свежие, вишня свежая, грибы шампиньоны (Польша), происхождением ЕС. Вся продукция выявлена на рынках и в магазинах уничтожена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)