Правовое обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции

В Российской Федерации разработана законодательная, нормативно-правовая и методическая база, позволяющая осуществлять оценку безопасности, и организован мониторинг за оборотом пищевой продукции, полученной из генномодифицированных (генно-инженерных, трансгенных) организмов. Данная нормативно-правовая и методическая база является наиболее разработанной среди современных стран мира, ориентирована она прежде всего на защиту прав и законных интересов рядовых потребителей (физических лиц).

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаемым нормативными документами.

Действующая система в значительной степени гармонизирована с требованиями международных организаций и Европейского союза. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии дано понятие «генно-модифицированные (генно-инженерные, трансгенные) организмы» (далее – ГМО). Так, ГМО – это организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и (или) содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов.

Аналогичное определение ГМО содержится в ст. 2 Федерального закона от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». В 2016 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный закон о распространении и использовании генетически модифицированных организмов в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции, в котором закреплены основополагающие понятия по рассматриваемому вопросу.

Генетически модифицированный организм (ГМО) – любой организм, за исключением человеческого, генетический материал которого был изменен иным путем, чем скрещивание и (или) естественная рекомбинация; сельскохозяйственная продукция – продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, продукция животноводства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке или реализуемая без последующей переработки потребителям.

Актуальным для потребителей является требование Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» об информировании о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генноинженерно-модифицированных организмов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 481 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях. В указанном постановлении речь идет о биологически активных добавках к пище, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья).

Пищевых добавках (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевых продуктах, содержащих эти пищевые добавки. Кроме того, речь в указанном Положении идет о пищевых продуктах нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы (что косвенно свидетельствует о наличии ГМО в данных продуктах).

Конкретные разъяснения, связанные с указанием необходимой информации, содержатся в письме Роспотребнадзора от 24.01.2006 № 0100/446-06-32 «Об этикетировании пищевых продуктов, содержащих ГМО»,1 в котором поясняется, что согласно Директиве Европейского Парламента и Совета (ЕС) от 22.09.2003 № 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах этикетированию подлежит вся пищевая продукция при содержании компонентов ГМО более 0,9 %; в соответствии с заключением ГУ НИИ питания РАМН содержание в пищевых продуктах 0,9 % и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО, и не подлежат этикетированию.

В мире существуют разные подходы к этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО. В США, Канаде, Аргентине данные продукты не этикетируются, в странах ЕЭС принят 0,9 % пороговый уровень, в странах Японии, Австралии – 5 %. При этом введение порогового уровня содержания ГМО, при котором необходимо этикетировать пищевые продукты, не связано с вопросом их безопасности, а преследует цели информирования населения об использовании технологии получения пищевых продуктов.

Поскольку внедрение ГМО в окружающую среду может негативно сказаться на последней в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 50 обозначены виды негативного биологического воздействия. В ней закреплено, что запрещаются производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.

Интересно
Запрещаются выращивание и разведение растений и животных, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением выращивания и разведения таких растений и животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

Также закрепляется необходимость получения разрешительной документации на эту деятельность: положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.

В ст. 14.46.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генноинженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы путем наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Так, например, Южным межрегиональным управлением Россельхознадзора в 2020 г. проконтролировано партий семян при ввозе на территорию Российской Федерации в Краснодарский край 2888 шт. (количество партий) общей массой более 345 тыс. т. Проконтролировано партий семян на наличие в них ГМО – 2726 шт. (количество партий) общей массой более 340 тыс. т. В 2020 г. ГМО в посадочном и семенном материале на территории Краснодарского выявлены не были.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)