Влияние правового регулирования внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе играет важную роль в развитии агропромышленного комплекса в Российской Федерации в силу ряда причин.

Во-первых, сельскохозяйственное производство в современных капиталистических государствах, к которым относится и Российская Федерация, в первую очередь, осуществляется специальными субъектами, создаваемыми именно для осуществления предпринимательской деятельности по производству, переработке и хранению продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Данные субъекты являются, как правило, юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» детально регламентированы процессы создания (учреждения), государственной регистрации, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также вопросы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме того, к субъектам внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе действующее законодательство предъявляет ряд специальных требований.

Интересно
Особенности правового положения сельскохозяйственных организаций отдельных организационно-правовых форм устанавливаются в специальных федеральных законах: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т. д.

Это не относится к полным и коммандитным товариществам, правовое положение которых по-прежнему исчерпывающим образом урегулировано непосредственно в Гражданском кодексе РФ, а принятие специальных законов о них не предполагается. Правовое положение потребительских кооперативов определяется Гражданским кодексом РФ и законами о потребительских кооперативах. Так, в настоящее время действуют следующие законы о потребительских кооперативах: «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «О сельскохозяйственной кооперации» – в части потребительских сельскохозяйственных кооперативов, «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О кредитной кооперации».

Во-вторых, субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в агропромышленном комплексе, вступают в многочисленные отношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Данные правоотношения изначально предполагают, что они будут детально урегулированы нормами российского законодательства.

Вышеназванные правоотношения могут касаться вопросов создания субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в агропромышленном комплексе, их государственной регистрации, реорганизации, ликвидации, лицензирования, сертификации и сертификации товаров, работ и услуг, производимых указанными субъектами, получение дотаций, субсидий и субвенций из государственных и местных бюджетов.

В-третьих, важная часть внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе состоит непосредственно в поставках сельскохозяйственного сырья, продовольственных товаров из Российской Федерации, либо в Российскую Федерацию, а также в выполнении работ, оказании услуг в агропромышленной сфере. Как правило, одной из сторон в договорах и соглашениях в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе выступают иностранные, либо международные субъекты. При этом иностранное законодательство закрепляет большое количество разновидностей юридических лиц, которые могут выступать участниками внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе.

Интересно
В связи с этим, правовые отношения, возникающие между сторонами договоров и соглашений в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе, регулируются нормами российского, иностранного и международного права.

При этом выбор применимого права определяется в соответствии с нормами международного права, российского права, либо, если это допускается законодательством, определяется в самих договорах и соглашениях между хозяйствующими субъектами. Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе выступает необходимым и обязательным условием осуществления данных видов деятельности.

В-четвертых, особенность внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе состоит в том, что приоритетное значение в регулировании общественных отношений, возникающих между участниками внешнеэкономических и внешнеторговых сделок и договоров в агропромышленном комплексе, имеют именно нормы права (в отличие от норм, содержащихся в самих договорах и соглашениях).

Это обстоятельство обусловлено спецификой внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе:

  • сложным составом субъектов данных правоотношений;
  • необходимостью осуществления контроля государства за вышеназванными видами деятельности и т. п.

В-пятых, нормы действующего российского законодательства в области правового регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе закрепляют основные направления развития государственной внутренней и внешней политики как в области развития российского сельского хозяйства, а также агропромышленного комплекса в целом.

Одной из целей правового регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе как раз и выступает создание оптимальных условий, с одной стороны, для развития российской сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, а, с другой стороны, для интенсификации экспортно-импортных операций, связанных с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.

В-шестых, в связи с тем, что насыщение российского рынка продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем является важным элементом обеспечения российской национальной безопасности детальное правовое регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе позволяет осуществлять стратегическое планирование, контроль и регулирование указанной деятельности со стороны органов государственной власти в Российской Федерации.

В-седьмых, бурное развитие процессов глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития национальных обществ и государств диктует необходимость приведения национальных законодательств в области регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе в соответствие с нормами международного права, а также активно формируемым, по мнению ряда авторов, глобальным правом. Кроме того, в последние десятилетия наметилась тенденция максимальной унификации, универсализации национального законодательства в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе.

Данные процессы являются следствием того, что подавляющее большинство современных государств мира состоят в международных правительственных и неправительственных организациях, чья деятельность направлена как раз на унификацию и универсализацию национальных законодательств.

Это облегчает, по мнению ряда авторов, процессы международно-правового регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в целом, стабилизируют ее в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)