Виды социальных норм

Необходимо обратить внимание на разнообразие социальных норм, которое сложилось исторически. Система социально нормативных регуляторов в юридической литературе получила достаточное освещение. Поэтому, не вдаваясь в анализ существующих классификаций, дадим характеристику основным видам социальных норм (см. рисунок).

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения.

С обычаев начинается история человеческой культуры. Вот почему обычаи имеют очень широкий спектр действия и влияют почти на все сферы общества. Об этом свидетельствуют не только различные африканские системы, но и практика европейских правовых семей.

В частности, в Великобритании социальные обычаи могут служить непосредственным источником правотворчества — конституционный обычай, торговый и местный обычай.

Обычаям как социальным регуляторам присущи некоторые признаки.

  1. Обычаями выступают сложившиеся на протяжении длительного периода времени единообразно применяемые на практике правила поведения. В качестве примера рассмотрим казахский обычай аменгерлик.
    Аменгерлик — акт наследственного права казахов, согласно которому по отношению к вдове родственник мужа считался аменгером — наследником. Вдова выходила замуж по собственному выбору за одного из родственников умершего мужа. В этом древнем обычае выражалось отношение казахов к браку как явлению незыблемому, охраняемому. Развод считался недопустимым. Брак оберегался, во-первых, для того, чтобы не прервался род, во-вторых, уход вдовы считался позором. В случае выхода вдовы не за аменгера, а за другого, она не имела права на владение имуществом покойного мужа и уходила только с имуществом из своего приданого. Это называлось «иргеден шыгару», т. е. «выселение».
  2. Обычаи становятся всеобщими в силу неоднократного их применения людьми, проживающими в разные исторические эпохи. В связи с этим обычаи становятся привычками, иначе говоря, стерео типами поведения. В качестве примера можно привести свадебный обычай у всех групп ненцев.
    Приобретение жены у ненцев во второй половине ХVIII — начале ХХ в. имело форму выкупа ее первоначально у рода, затем у ближайших родственников, наконец, у ее отца. Позднее указанная традиция приняла форму взаимных подарков.
  3. Обычаи выражают жизненную закономерность, воспринимаемую в качестве обязательных для регулирования определенных групп отношений. Обычаи в отличие от ритуалов непосредственно затрагивают содержание общественных отношений и поэтому включаются в систему практической деятельности людей. В качестве иллюстрации возьмем казахский обычай ат майын сурау.

Обычаями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества. Особенно обращается внимание на социально незащищенные слои. Например, сиротам, вдовам, малообеспеченным постоянно оказывается та или иная помощь. Одна из них называется «атмайын». Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или соседей, родственников, т.е. атмайын сурайды.

Это означает, что человек просит лошадь на время. Ат — лошадь, май — жир. Просящий намекает, что лошадь после использования теряет упитанность, но, несмотря на намек, просьбу всегда удовлетворяют. Это один из показателей благотворительности казахского народа.

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания.

Первую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Здесь речь идет о привычной для членов общества форме социальной регуляции (свадьба, день рождение, похороны и т. д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет — для права безразлично.

Вторая группа представлена обычаями, которые могут быть санкционированы государством. Такие обычаи называются правовыми. Примером одобрения обычаев в российском законодательстве могут служить ст. 130—132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Религиозные нормы — это правила поведения, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов и т.п.

В качестве примера можно привести религиозную норму, содержащуюся в священной книге мусульман, закрепляющую воздержание от употребления некоторых продуктов питания.

«Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, и забоданная, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убьете по обряду, — и то, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам…».

Религиозные нормы имеют ряд характерных признаков.

  • религиозная норма выступает как образец поведения верующих в той или иной ситуации, как модель отношений в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;
  • действие религиозной нормы распространяется не на конкретного человека, а на группу индивидов, последователей этой религии;
  • религиозные нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных религиозных правил. Например, в гл. 6 Евангелия от Матфея примечательно следующее положение: «…иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного»;
  • любая религия, следовательно, и ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил.

Степень и характер взаимодействия права и религии на различных этапах развития общества и в разных правовых системах были неодинаковы. В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, относящихся к системам религиозного и традиционного права. Посредством этих норм регулируются, например, брачно семейные отношения. Однако в современных светских государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения между представителями той или иной религии.

Корпоративные нормы — это правила поведения, устанавливаемые внутри корпорации, обязательные для ее участников и охраняемые силой корпоративного принуждения, а в ряде случаев, при ее недостаточности, — силой государственного принуждения.

Основные признаки корпоративных норм следующие.

  • они обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников);
  • корпоративные нормы имеют письменное закрепление в корпоративных актах (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей структурных подразделений и т. д.);
  • корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования;
  • корпоративные нормы обеспечиваются принуждением в случае их нарушения. Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств воздействия возможно обращение за защитой к судебным органам.

Сейчас, как справедливо отмечает Т. В. Кашанина, корпоративное право начало быстро развиваться, а все, что ранее считалось сферой общих интересов (сферой публичного права) и регулировалось с помощью законодательных норм, постепенно сужается. Корпоративными нормами в определенной мере уже регулируются такие сферы, как использование предприятиями финансов, их управленческие и организационные отношения, применение наемного труда, движение принадлежащего им имущества и т. д.

И конечно, усложняется система корпоративных норм (учредительные, финансовые, регулирующие все, что связано с ценными корпоративными бумагами; административные (управленческие); трудовые; обеспечивающие социальную работу в корпорации; регулирующие заключение и исполнение договоров).

В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии (например, нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны). Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.

Нормы общественных объединений — правила поведения, создаваемые в общественных объединениях и регулирующие отношения между их членами.

Нормы общественных объединений закрепляют права и обязанности членов общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, органов общественной самодеятельности, общественных учреждений, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Это преимущественно правила организационного характера.

Политические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти. Эти нормы регулируют отношения участников политического процесса: социальных общностей.

Политические нормы различны по содержанию, сфере действия, предмету регулирования. Эти правила поведения могут быть закреплены в политических декларациях, манифестах, программных документах политических партий, конституциях государств.

Политические нормы, которые находят выражение в государственных юридических актах, приобретают значение политико правовых норм (или становятся правовой нормой политического содержания).

Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной правовой нормы. Политическая норма может быть закреплена как в нормативном правовом акте государства, так и в политических документах непосредственно.

Эстетические нормы — правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному в обществе и человеке. Например, считается признаком хорошего тона украшать жилище. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенные модели поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны.

Тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от такого идеала бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что аксессуары женщины должны быть правильно подобраны к одежде. И задача женских украшений — не столько привлекать к себе внимание, сколько подчеркивать внешность. Например, не принято надевать одновременно золотые и серебряные украшения.

То, что эстетические нормы различаются в зависимости от образа жизни и изменяются под воздействием моды и даже являются частью самого механизма моды, не подлежит сомнению. Мода же есть движение эстетической ценности во времени. Образ жизни влияет на здоровье, через образ жизни влияет и мода (например, мода на курение, разного типа отклоняющееся поведение или, напротив, на здоровый образ жизни, на спортивные занятия, увлечение боевыми искусствами).

Таким образом, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство — все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, повышая тем самым и правовую культуру индивида.

Нормы этикети — правила, касающиеся внешнего поведения людей в их традиционных межличностных отношениях. Основное значение соблюдения норм этикета состоит в выявлении и закреплении социальных статусов общающихся друг с другом индивидов. От правильной оценки статуса зависит выбор варианта поведения, соответствующего данной ситуации. В качестве критериев могут выступать такие признаки, как пол, возраст, общественное положение, национальная и (или) конфессиональная принадлежность, степень знакомства и некоторые другие.

Указанные признаки имеют разное значение и символическое воплощение в различных этнических и культурных традициях. Они базируются на общечеловеческих ценностях, но имеют некоторые особенности. Например, почитание старших у одних народов реализуется в действиях, подчеркивающих возраст, у других выражается в том, что возраст пожилого человека якобы не замечают.

Согласимся с мнением Е. М. Богучарского, что каждый гражданин РФ — участник международного политического, экономического, научного и культурного сотрудничества – представляет не только себя, собственную организацию, фирму и компанию, но и свою страну. С кем бы он ни вел бизнес или вступал в переговоры — всюду он рассматривается как российский бизнесмен, и все его промахи и оплошности, в том числе в вопросах этикета, оставляют черное пятно не только на нем, но и на репутации всего российского делового мира, России в целом.

Правил делового этикета должны придерживаться все участники международного бизнеса, что и составляет основу международного экономического сотрудничества. Поэтому хорошее знание норм этикета — не прихоть, а объективная реальность.

Таким образом, наличие политических, социальных и экономических связей между государствами предполагает признание всеми субъектами международных деловых отношений критериев деловой этики, этики международного политического и экономического сотрудничества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)