Виды психологической помощи

Открытия, сделанные глубинной психологией, нужно учитывать в работе консультанта (как и психотерапевта иной ориентации). Рассмотрим следующие виды психологической помощи.

Виды психологической помощи включают в себя:

  1. Психопрофилактика (предупреждение).
  2. Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
  3. Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  4. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  5. Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  6. Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  7. Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Психологическое консультирование – это область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организационной беседы, направлена на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

  • помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
  • актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

С точки зрения пространственной организации консультативного процесса, выделяют два вида консультирования:

  • контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;
  • дистантное (или заочное), которое подразделяется на письменное и телефонное.

Вклады трех теоретических ориента­ции современной психологии: глубинной психологии, бихевиоризма и гуманистического направления.

Глубинная психология(психодинамическое на­правление), как известно, представлена на сегодня пси­хоанализом З.Фрейда и множеством его модификаций, над которыми потрудились А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и другие.

Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим и солидной подготовки лица, его проводяще­го, и длительного времени, а следовательно, ни о каком “психоаналитическом консультировании” (с использова­нием анализа сновидений, сопротивления и т.д.) не может быть и речи. И если психолог занялся этим, то перестал быть консультантом, так как встал на позицию психотера­певта, взял на себя большую долю ответственности за клиента, занялся переструктурированием личности.

По количеству клиентов консультирование может быть:

  • индивидуальным – беседа консультанта с клиентом наедине и обсуждение проблем, которые его беспокоят;
  • групповым – решение каких-либо проблем посредством выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе.

Рабочий альянс — это рациональные взаимоотноше­ния между пациентом и аналитиком, дающие возмож­ность пациенту целеустремленно работать в аналитичес­кой ситуации.

Интересно
В применении к консультативной ситуации не вы­зывает сомнения, что способность клиента сформировать относительно рациональные, “десексуализированные, лишенные агрессии взаимоотношения” с консультантом является необходимым условием существования консуль­тации как таковой.

Другими словами, если нет “рабоче­го альянса”, то есть психотерапия, но нет консультирова­ния, так как невозможно консультировать человека, пре­исполненного к вам чувством сексуальной любви, либо готового разорвать вас на части.

Сопротивление — означает своеобразную оппозицию. Оно включает все силы пациента, противодействующие процедурам и процессам психоанализа.

Родственным сопротивлению термином является за­щита. В психоаналитической ситуации защиты проявля­ются как сопротивления.

Перенос — это особый тип отношений, главной харак­теристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности об­ращенных к другой личности.

В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого.

Бихевиоризм. Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера, к которым позднее присоединились Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл и др. Среди ряда идей и процедур бихевиоризма, безусловно, есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Так, бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, пере­числяются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист действует и как консультант-эксперт, давая клиенту готовые рецепты для решения раз­личных ситуаций.

Гуманистическая психология. Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое, направление в психо­логии развивалось К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом. Основная концепция психотерапии Карла Роджерса была создана на основе многочасового “наивного” слу­шания записей бесед терапевтов с клиентами и на осно­ве его собственных чувств, возникавших при общении с людьми.

К. Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие про­цессу психотерапии:

  1. Терапевт должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуж­дения.
  2. Необходима эмпатия, то есть терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так­же, как их переживает сам клиент.
  3. Аутентичность, которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски “профессионала” и т.п., того, что может разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащей в основе терапии.
  4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его про­блем. Ему нужно только выслушать его и всего-навсего выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмо­ции клиента, и формулировать их по-новому.

Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

Согласно К. Роджерсу, именно в результате реали­стического представления о самом себе, человек при­обретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Клиент сам определяет, достиг ли он в результате те­рапии желаемых целей, в любую минуту он может пре­кратить терапию или решить продолжать ее дальше. По­этому иногда терапия ограничивается всего несколькими сеансами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)